|
|
И. | |
МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ. Лет пятнадцать назад один профессор МГУ спросил меня о моих любимых философах. Я ответил профессору: "Шестов и Плотин". "Я так и думал: философия маргиналов"… А я подумал: он так говорит, потому что у меня роман с его дочкой; какое имя не назови, - это будет заведомо не то имя. Но вот что я думал о Шестове (а именно о его работе "Апофеоз беспочвенности"): если его мысли принять всерьёз, близко к сердцу, то нужно пойти и повеситься. Если же не принимать, то нужно срочно писать опровержение. Нужно доказать, что Шестов ошибается, что если он такое пишет ради чистого эпатажа, то нужно сказать миру, что он - шарлатан. Шестов: Три проблемы, которые тянутся у меня с детства: Сейчас мне кажется, что философия - это любовь не к мудрости, а любовь к структуре, к умозрительному структурированию космоса. И философия, и наука, и искусства, и религии - структурирование хаоса. Еду в метро. Через плечо читаю чужую книгу. Успел прочитать целых три страницы. Очень, очень странное произведение. Если бы хозяин книги сказал мне, что это самое культовое на сегодняшний день произведение, я бы поверил. Если бы он мне сказал, что текст написан без участия человека специальной компьютерной программой, я бы тоже поверил. Но вот книжка захлопывается, и я успеваю увидеть имя автора: Дарья Донцова. Книги Б. Акунина и сериал "Бедная Настя". Не стилизация под прошлое, но стилизация самого прошлого. Ибо и в прошлом всё хаотично, и хаос прошлого необходимо упорядочить, необходимо создать иллюзию, что там всё утряслось и выкристаллизовалось. На что ориентироваться автору? Конечно же, на стереотипы большинства. Корней Чуковский вспоминает, что в Ленинграде в двадцать какой-то голодный год было продано книжек о Шерлоке Холмсе (написанных, кстати, отечественными и безымянными подельщиками) в 11 раз больше, нежели насчитывалось на тот момент в городе жителей. Значит, в таких книжках (о которых мы ровным счётом ничего не знаем) была сильная потребность. Предполагаю, что те рассказы наиболее адекватно (как это ни странно) отражали действительность. Говорят об энергии предпринимателя, об энергетике фильма, о силе слова. Наблюдал, как студентка на экзамене по зарубежной литературе пятнадцать минут рассказывала о своей тяжелобольной бабушке и получила пять. Почему? Да потому, видимо, что отвечающая передала преподавателю ту необходимую часть энергии, что затрачивается при правильном ответе. Некоторые преподаватели высказывают (ссылаясь на возможность лёгкого доступа к интернету) мысль о том, что важно обратить внимание на то, как быстро студент находит нужную информацию, как он её компонует… И мне кажется, что речь идёт о скорости угадывания цвета ёлки. И, разумеется, всё о той же энергетике студента (скорость угадывания). Шарю по интернету, слушаю радио, захожу в книжные и… ничего для себя лично не нахожу. Впечатление, что информации нет нигде. Везде о ней и о её ценности кричат, но самой информации нет. Лев Лосев в одной из своих работ (если не ошибаюсь, "Проблема художественного стиля") замечает, что если есть идея, то есть всё. Есть энергия на её воплощение, есть технический арсенал (имеются ввиду художественные приёмы) для работы. Идея является энергией в чистом виде. Энергия, думаю, даёт силы на создание произведения, энергия в этом произведении поселяется, и из произведения мы её черпаем. То есть поиск информации (идеи) это поиск энергии. Находя адекватную внутреннему состоянию идею, мы радуемся (или негодуем). Читая Шестова, я не бегу вешаться, но продолжаю жить. Кто-то читает Донцову. Вот, договорился до того, что поставил между ними знак равенства (быть может, когда Сорокин приравнивает заборную надпись к странице из "Войны и мира", он хочет выразить нечто подобное?) Сейчас я сам не уверен в том, что говорю. Юрий Арабов где-то сказал, что вопрос фильма, это вопрос энергетики. А я всё думаю: энергетики создания или энергетики восприятия (созданного полотна)? Лучше об этом вообще не думать. Нигде не нахожу информации. И давно догадываюсь, что не там ищу. И догадываюсь так же, куда нужно идти, где нужно искать, но туда я идти боюсь. Для небольшой группы людей, предполагаю, информация о сегодняшнем курсе валют это информация, касающаяся жизни и смерти. Для большинства - безопасная жвачка. И мы выбираем безопасную жвачку. Мне кажется, что здесь действует инстинкт самосохранения: буду как все, буду неприметен. Если и существуют до сих пор монахи, то пусть они сидят в своих далёких монастырях. А мы из газет узнаем, какое они там творят непотребство (адекватная внутреннему состоянию информация). Если и существуют истинные поэты, то лучше всего узнать о них, как они докатились до жизни такой. Вот ещё что странно. Я никогда не считал Сальвадора Дали за хорошего художника. То есть я его вообще за художника не считал. И когда кто-то при мне говорил или говорит, что Дали большой мастер, мне от этого ни холодно, ни жарко (то есть не собираюсь никому доказывать, что данный "мастер" большой шарлатан, и спокойно, равнодушно отношусь к тому, что в его работах кто-то что-то находит). А буквально месяц назад мы с сестрой (почти синхронно) пришли к выводу: Пикассо художник, но очень плохой художник. При этой мысли у меня до сих пор бегут мурашки по коже, мне страшно об этом думать, ещё страшнее сформулировать доказательства (своей правоты). Буду ждать, пока какой-нибудь искусствовед доходчиво и ясно расскажет… Но все искусствоведы знают, что ёлки, зелёные. Александр Панарин в работе "Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания" говорит о том, что мы сами виноваты в том, что происходит. Мне даже кажется, что его высказывание относится к конкретному времени, а именно - к началу девяностых. По крайней мере я помню то чувство причастности к истории, к изменениям, происходившим вокруг. И я хорошо помню, что те, кто в школе являлись наиболее активными комсомольцами, первыми пошли барменами в новоявленные клубы, первыми попытались открыть собственные ларьки. Дело, вероятно, не в сути идеи, но в её энергетике. Наиболее пассионарные быстро улавливают наиболее адекватную времени (и, вероятно, внутреннему состоянию) информацию, быстро находят наиболее подходящее этой информации воплощение, быстро понимают, какие ёлки сегодня зеленее. Кстати (или некстати). Мои знакомые художники, когда приходят на выставки своих коллег, говорят (каждый - о другом) о низком уровне представленных работ. У каждого есть некий внутренний уровень, некая планка, на которую можно и нужно ориентироваться. Но эта планка применяется, когда речь идёт о чужой работе. Легко говорить, что "мир рулит не туда", но самому приходится… торопливо рулить туда же (куда и большинство). Время такое было. Время, похоже, всегда такое. Завидую Константину Леонтьеву, который сказал приблизительно так: знаю, что мир катится в бездну, но насколько могу, это падение задерживаю. После Второй Мировой Войны кто-то сказал: "Как после того, что произошло, после ужаса концлагерей можно продолжать делать литературу!" Александр Панарин верно заметил, что на первое место (в спортивных игрищах современности) вышел дизайн: не создание чего-то принципиально нового, но поиск удобных и ярких обёрток для привычного старого. Я часто думаю о внешнем виде человека (насколько природная внешность в нашей власти) и прихожу к выводу, что красоту человека, человеческого лица нужно искать совсем в другом направлении ("не всё то золото…" - слишком утрировано). Некоторые пугают (или просто констатируют печальный факт): Россия по многим параметрам вышла (скатилась) на уровень стран "третьего мира". И рисуется такая картинка: с одной стороны респектабельность, рост, успех или успешность, комфорт, все блага цивилизации и свобода, а с другой - фанатизм, суеверия, слепая агрессия, нищета, безграмотность и ещё Бог знает что. И в обоих случаях - для большей убедительности - показываются внешние условия существования человека. А меня посещает такая крамольная мысль: что если безымянный шахид (террорист-смертник) много счастливее всемирно известного менеджера, что устанавливает в своём особняке четвёртую ванну? Нет, дело даже не в степени счастья (если у счастья вообще могут быть степени), а в обладании внутренней правотой, которая, как мне кажется, даётся подобно благодати? Я, например, вообще ни в чём не уверен. И уверенности не хочу. Лет десять назад один священнослужитель говорил, что приближается мощный геополитический "перетряс", при котором вся Сибирь отойдёт Китаю, а оставшаяся часть России сольётся с частью Югославии и Болгарией. Тогда его слова воспринимались как бред. И половины из задуманного не сказал. А если скажу, что реферат писался по работе Льва Шестова "Апофеоз беспочвенности", то выйдет совсем смешно. наверх>>> Реферат по литературе последней четверти двадцатого века "Маленькие трагедии", разбор; реферат в свободной форме Эссе о жизни и творчестве Н. В. Демидова (друг и соратник К. С. Станиславского) Современный реферат по культурологии Эссе о рекламе (о воздействии слоганов) Эссе о кино Михаил Черняк "PULP FICTION", эссе Киноэссе | |
Copyright © 2003-2005 TengyStudio All rights reserved. | 2005 ИЮЛЬ-СЕНТЯБРЬ №3 |
prоza5@yandex.ru |