|
Черняк Михаил
Кинематографисты и их роль в духовной жизни страны | эссе 2003 ДЕКАБРЬ №12 |
||
Этимология слова «кинематограф» выявляет нам - будем считать - сущность этого явления, а именно, слово «cinematograph» означает, видимо, «пишущий на пленку». Поэтому все множество - любительских, телевизионных, документальных, исторических, запрещенных, случайных, неизвестных, спортивных, научно-популярных, постановочных и мультипликационных - видео-съемок мы должны считать кинематографом. Уместным в данном случае будет ставший уже классическим пример с литературой. «Литера» это «буква» и поэтому «литература» по-русски значит «слово». Значит, если мы хотим быть умными, точными и свободными, мы должны любое случайное слово любого мирового языка (включая все матерные), любой обрывок газеты, любую надпись на заборе, любое выступление тренера сборной по футболу и, наконец, все без исключения книги считать литературой.
Вернемся для начала в «хаос и грязь» безумного количества различных видео-съемок. Попытаемся, все же, как-то определиться (обозначить север-восток-запад и юг, разбить сетку широты и долготы). Вспомним, что духовная жизнь страны есть просто духовная жизнь Человека, поскольку по меткому слову Павла Флоренского культура - это способ жизненной организации человека как вида живых существ. Эта простая мысль дает нам возможность распределить видео-съемки по функциям жизнедеятельности. Например, если камеру сознательно направлять ниже пояса, то получится порнография, эротика, либо легкая любовная сцена. Если выше пояса человек одет в костюм или платье, если лицо его спокойное и выразительное, а волосы на голове уложены, - то это будут, как говорится, новости политики, искусства и культуры. Если человек научился хорошо бегать и прыгать - получится спортивная трансляция. Далее следуют всем чайникам примеры очевидные.
В 1896 году кинематограф был изобретен. Прошло каких-то сто с гуськом лет, а перед нами уже целая помойка скандальных съемок, удивительных течений, сгоревших звезд, перевоплотившихся личностей и странных совпадений. И самое смешное, весь этот чудовищный поток, непрестанно совершенствуя свои технические приспособления, неизменно движется в светлое будущее коммунизма… Однако, как бы то ни было, история дат и чисел дает нам еще одну возможность для распределения сокровенной целлюлоидно-полигамной пленки. Например, в 1917 году в одной только Европе было отснято - как на это указывает новейшая английская энциклопедия - 17190 порно-фильмов, художественных постановок 2300, а Сергей Эйзенштейн - как мы знаем уже сами - задумался тем временем о возможности научной организации беспорядочной смены кадров. Или, скажем, в 1957 году Андрей Тарковский увидел фильм Брессона «Записки сельского священника» и понял, что дальше так жить невозможно. Другие же примеры, я думаю, всем чайникам по силам самим. Перекинем сразу маленький мостик в эстетику. Немного загадочное, часто непонятное, время является также, наверное, важнейшим конструкционным элементом любого искусства. Например, в музыке кроме времени ритмов вообще ничего нету. Однако в свете последних исследований-находок и у каждого литературного произведения был обнаружен так называемый хронотоп. А специалисты-любители древней и новой живописи скажут нам, что и у каждой добротной картины есть время и ритм прочтения (заметим, что в халтуре время и ритм смешиваются до какофонии). В кинематографе есть очевидные для всех время фильма (часы), время эпизода (минуты) и время кадра (секунды), - которые определяются длиной пленки. Есть другое, очень важное, время - время, потраченное на подготовку к съемкам, на собственно съемку фильма и на обработку отснятого материала. Чтобы много не болтать, скажем, что, например, Тарковский, Герман, Шукшин (из наших), Тарантино, Кубрик, Линч (из иностранцев), как истинные безумцы, по многу лет снимают одну картину, благодаря чему попадают сразу в рай. Другие же щелкают блестящие фильмы и после нескольких оборотов Земли вокруг Солнца отправляются благополучно на помойку (я бы назвал пару имен - да не помню)… В кинематографе на самом деле сталкиваются множество временных пластов и от их удачного, тонкого, точного, жесткого сочетания и зависит качество фильма. Вспомним слова Тарковского: «Запечатлевать существующие формы времени есть задача и смысл кинематографа».
Мы, конечно, должны затронуть «важный и сложный» вопрос о связях искусства с различными системами управления, в частности, с политикой. Однако я лично думаю, что здесь нет никакого особенного вопроса и никаких особенных связей. Нам, несомненно, известно, что в истории Российского государства в силу определенных - во многом понятных - причин случилось время, когда тупость начала сувать свои грязные руки, куда ей не следует. Однако на Земле иногда живут люди - обезьяны не обезьяны, - да только явно ни дураки, ни идиоты и ни трусы. И я, товарищи, уполномочен заявить, что если кто-то захочет и дальше сувать свои грязные руки, куда не следует, то мы обрубим эти грязные руки по самый копчик… И не надо нас больше пугать всякими сказками, товарищ папочка. Мы их достаточно наслушались и уже ни капельки не боимся. Говорят, есть такое волшебное место, куда никакие гадости и глупости проникнуть не могут. И независимо от того, какие политические партии пытаются организовать насущные ресурсы Земли, безумный путник - будем считать - всегда найдет волшебную комнатку. Скажем прямо: в Советском Союзе была - как некоторые думают - официальная, громкая большая концепция мироустройства - и соответствующие громкие большие достижения науки и культуры. Однако прошло время, и все громкие большие слова вместе с протухшими носителями истины отправились благополучно на помойку. И, сдается мне, это не есть какая-то дьявольская задумка, а всего лишь обычный закон органической жизни человека как части природы. Очень бы не хотелось оставлять всю огромную, чудовищную, разнообразную историю Советского Союза в каком-то одном темном цвете - мы далеки от этой глупости, - поскольку эта история - будем считать - наша история или, иначе сказать, одна из многочисленных веселых историй. Когда я был глупым подростком, мне казалось, что история вообще, и история Советского Союза в особенности, - это невыносимая, жуткая канализация. Но теперь, когда я привык (и полюбил всякие отходы), я знаю, что тогда - как и теперь - просто жили различные людишки, которые ели огурцы, помидоры, курицу - и иногда занимались искусством. Перефразируя Макса Волошина, мы с некоторой даже жалостью смотрим на все эти группы, союзы и коллективы, как на один из видов массового заболевания, по типу чумы, холеры, либо сифилиса.
Я, вот, вспомнил об еще одном замечательном нашем режиссере - Отаре Иоселиани. Сейчас его чудесные фильмы - не всегда заметно, но неизменно (как сказано в той же английской энциклопедии) - становятся очень популярными во всем просвещенном мире, или можно сказать по-старому: вкуснейшая духовная пища разливается по животам всех замороченных и недовольных искусствоведов. Из документалистов, друзья мои, я бы отметил Артура Пелешьяна и еще тысячу - если бы не ночь - замечательных авторов. Попробуем также - пора бы уже - осознать все выдающиеся - как произведения кинематографического искусства - российские фильмы. Возьмем для ровного счета цифру пять. Это будут:
Итак, мы, наконец, ограничили дурную бесконечность всех видео-съемок до сферы постановочных фильмов и, более того, выбрали самые-самые - художества из художеств - произведения. Просто любо-дорого смотреть на наш список! Что ни фильм - то целая эпоха развития и размышления, что ни автор - то лукавое и дерзновенное лицо. Скажем же еще несколько слов.
Еще Тарковский как-то неосторожно заметил: «Я просто хотел быть счастливым», - и тут же набожные волки истерично заквакали на все голоса: «Как ты посмел! Война на носу! Дети - ленивые ублюдки! Подростки погрязли в разврате! Взрослые жуют жвачку! Старики воняют вялыми добродетелями! В Африке умирают с голоду! На Хиросиму бомбу сбросили! Что несешь ты, безбашенное чмо?! Какого счастья смеешь ты хотеть?! Вези свою тележку и скромно молчи, козлина, в общую варежку!» Тарковский на самом деле сильно изводился подобными умными отрыжками, и только в фильме «Сталкер» ему удалось отмахнуться от всех этих сомнительных голосов и нежно покумекать с парочкой оборванных ангелов…
Осталось сказать пару слов о Василие Шукшине и его «Красной Калине». Живые спокойные человеческие лица есть только в начале истории. Когда Шукшин выходит из тюрьмы, начинается невыносимое кривляние всех родов и мастей, которое благополучно закончится кровью на свежевспаханной земле, с грачиками и молодыми березками…
| ||||
наверх>>> | ||||
Copyright © 2003 TengyStudio All rights reserved. | эссе
2003 ДЕКАБРЬ №12 |
proza5@yandex.ru |