|
Лида, красивая и уверенная в себе женщина лет тридцати. Вот уже несколько дней она работает официанткой в круглосуточном кафе.
За одним из столов сидит мужчина сорока с лишним лет. Он задумчиво разглядывает свои давно не стриженые ногти.
К его столику подходит Лида:
- Я вас слушаю.
- Будьте добры… - мужчина скользит пальцем по меню, останавливается на самой нижней строке, - вот: кальмары по-шотландски.
Лида, неуверенно:
- Но… К сожалению, у нас такого не готовят.
Мужчина оживляется:
- Зачем же тогда предлагать то, чего нет? – он вопросительно и с интересом смотрит на Лиду.
Лида берёт из его рук меню и видит, что в последней строке кто-то вписал карандашом: «Кальмары по-шотландски – 10 руб. штука».
- Одну минуту. – Лида забирает меню и удаляется.
Лида уверенно направляется к подсобному помещению. Её окликает менеджер:
- Лида.
Лида останавливается, поворачивает к менеджеру, на ходу открывает меню.
Менеджер:
- Что? Новая работа не нравится?
- Очень нравится, но…
- Тогда почему лицо такое кислое? Улыбочку, улыбочку…
Лида растерянно улыбается, объясняет:
- Там мужчина… заказал кальмары… по-шотландски…
- У нас есть всё, кроме кальмаров. Неужели трудно запомнить? Живенько-живенько…
Лида, показывая менеджеру меню, стучит пальцем по нижней строчке.
- Что вы мне тычете, я наизусть знаю…
Лида, теряя терпение:
- Здесь написано…
- Ну, так работайте, работайте, раз написано. – И менеджер удаляется по своим делам.
Лида ставит перед мужчиной, заказавшим кальмары, миску с чем-то мясным и горячим.
- Что это?
- Ирландское рагу!
* * *
Лиза – сестра Лиды. Ей семнадцать лет. Как-то она поступила в швейное ПТУ, но быстро учёбу бросила. А сегодня у Лизы день рожденья.
Открываются двери лифта, в котором Лиза целуется с Димой. Дима тотчас выпускает Лизу из объятий, как-то виновато говорит:
- Может лучше…
Лиза за руку тащит его за собой:
- Пойдём-пойдём. Ты что мне обещал?
- Так поздно уже…
Лиза вставляет ключ в замочную скважину:
- Лучше поздно, чем никогда!
- А если сестра?
- Вот ты заладил. Сестра в ночную смену пошла. Ночью, - Лиза открывает дверь, - больше платят. Сам понимаешь.
А в коридоре как раз стоит её сестра, Лида.
Лиза, моментально забыв о веселье:
- Ты…
Лида выглядит празднично. И говорит празднично:
- С днём рожденья, сестрёнка. Проходите, раздевайтесь, скорее мойте руки. Я вас уже три часа жду.
Но Лиза не торопится входить в квартиру:
- Ты же… ты же сказала, что в ночную смену перевелась!
Лида, не понимая, что происходит:
- Да. И что? Я просто забыла, что сегодня – твой день.
- Вот именно: забыла!
- Лиза… Перестань. Я же дома, ты видишь…
- Вижу. – Лиза разворачивается, хватает Диму за руку, быстро идёт к лестнице.
Лиза быстро спускается по лестнице, взахлёб объясняет:
- Это она специально, специально подстроила! Сначала сказала, что дома её не будет, а сама знала, что никуда не уйдёт. Спасибо, что посреди ночи не припёрлась, вот был бы подарочек.
Дима:
- Она же тебя поздравить хотела…
- Ага, спасибо, поздравить… Она только и занимается, что поздравляет меня. Туда не ходи, сюда не смотри, с этим не разговаривай. Не могу больше. Я больше не могу! Я же не маленькая, и сама знаю, что мне можно, а что нельзя.
- Так Лида же нас не выгоняла.
- Ты не знаешь Лиду. – Лиза останавливается, оборачивается к Диме (который чуть не налетел на неё). – Вот скажи: чё она на работу не пошла?
- Хотела тебя поздравить.
- А зачем придумала, что уйдёт?
Дима не знает, что ответить. Вглядывается в лицо Лизы.
Лиза берёт его за руки:
- Ну?! Чего уставился? Поздравляй.
* * *
Лида на кухне, перед раковиной, в фартуке, домывает последнюю тарелку, ставит её в сушилку.
Снимает фартук, вешает на гвоздь. С соседнего гвоздя снимает полотенце, подходит, вытирая руки, к зашторенному окну, выглядывает (отодвигая штору) на улицу: на улице ночь.
Поворачивается к столу (с почти нетронутым праздничным ужином), бросает на табурет полотенце.
Смотрит на будильник. Будильник показывает 9.15, но секундная стрелка не движется.
Лида быстро идёт в коридор, берёт с тумбочки свои наручные часики, возвращается на кухню. Прикладывает часики к уху. Вздыхает.
Садится перед телефоном, набирает «100». Механический голос сообщает:
- Ноль часов, сорок семь минут.
Лида заводит будильник, выставляет на нём правильное время.
Смотрит на телефон.
Смотрит на свои наручные часики.
Вместе с часиками идёт в свою комнату, но у двери останавливается.
Подходит к комнате сестры. Стоит в нерешительности.
Входит в комнату сестры, включает свет, но тотчас его выключает.
В темноте светится таймер видеомагнитофона: 00.48.
Лида подходит к не зашторенному окну, смотрит на улицу. Замечает среди горшков с цветами бокал. Берёт бокал, нюхает его, печально говорит:
- Я так и знала.
Разглядывает бокал на просвет (на дне заметен тёмный след от красного вина).
Ставит бокал на стол Лизы, включает магнитофон.
Поднимает с пола светлую юбку, вешает её на спинку стула.
Оглядывает комнату, подходит к кровати, берёт с неё свитер, расправляет его, поворачивается к стулу… примеривает свитер к себе (не надевая; прижимает горло свитера подбородком, а рукава держит на вытянутых руках).
Кидает свитер на кровать. Сама забирается на кровать, усаживается спиной к стене. Поджимает коленки. Берёт свитер, накрывает им колени. Утыкается лицом в свитер, но тотчас распрямляется и стукается головой о стену. Хватается рукой за ушибленное место.
Таймер на видеомагнитофоне показывает: 01.00.
Щёлк: выключается закончившаяся кассета.
Встаёт, подходит к письменному столу, включает настольную лампу, отодвигает ящик стола: фотографии Лизы, бижутерия в беспорядке, какие-то бумажки, телефонная книжка.
Лида перелистывает страницы телефонной книжки, кидает книжку на прежнее место, задвигает ящик, гасит свет, ложится на кровать, укутывается в покрывало, а вместо подушки берёт подвернувшегося плюшевого ослика.
Ослик недовольно кричит:
- Иго-го, иго-го, иго-го!
* * *
Раннее утро.
Лида просыпается там, где уснула. Смотрит на плюшевую игрушку, что оказалась под её головой вместо подушки, смотрит на окно: светает.
Встаёт, поправляет покрывало, выходит в коридор и видит Лизу, которая тихо-тихо запирает дверной замок, осторожно снимает туфли и ставит их на подставку для обуви. По её замедленным движениям видно, что она пьяна.
Лиза оборачивается, видит сестру, спокойно говорит «привет» и направляется мимо неё в свою комнату.
Лида кладёт ладонь Лизе на плечо:
- Подожди…
- Что? Дыхнуть?!
- Лиза…
- Ой, давай не будем, а? Я так хочу спать, ты не представляешь. Просто с ног валюсь. – Лиза проходит в свою комнату, падает на кровать, видит свою плюшевую игрушку, подтягивает её под голову.
Лида стоит в дверях, прислонившись к косяку:
- Лиза… нам нужно поговорить…
- О чём? О том, что ты всю свою жизнь на меня угробила? Так я тебя об этом не просила. О том, что ты из-за меня институт бросила? И об этом я тебя не просила. Или поговорим о том, что ты на трёх работах вкалываешь? – Лиза оборачивается к сестре, но сестры ни в комнате, ни в дверях нет.
Лиза встаёт, выходит в коридор.
Заглядывает в комнату сестры: пусто.
Идёт на кухню. И кухня пуста.
Заглядывает в ванную. И здесь Лиды нет.
Лида в туалете.
Лиза садится на корточки, теряет равновесие и падает на задницу. Вытягивает ноги, говорит под дверь:
- А ты никогда не думала, что твои пожертвования у меня поперёк горла? Ты не думала, что всю мою жизнь коверкала… исковеркала, - Лиза шмыгает носом, будто вот-вот расплачется, - да, исковеркала! Сашку выгнала? Где вот он теперь? А? Чего молчишь? Отвечай!
- Какого еще Сашку? – спрашивает из туалета Лида.
- Забыла! А помнишь, я в седьмом классе в кино с ним пошла…
Слова Лизы перебивает шум сливного бачка. Лиза смолкает.
Из туалета выходит Лида, закрывает дверь, выключает свет, включает свет в ванной и сразу же, не обращая внимания на Лизу, поворачивает в ванную, открывает воду.
Лиза на грани истерики, передразнивает чьи-то слова:
- «Ты у меня на шее сидишь; у меня нет никакой личной жизни; сначала вырасти, а там поймёшь». – Лиза встаёт с пола, - вот, выросла. И что? Теперь хочешь… О-о, я знаю, чего ты хочешь! Ты хочешь, чтоб и я… как ты… вся из себя гордая… всегда одна…
Лида закрывает краны. Оборачивается к сестре. Берёт с вешалки полотенце, но не вытирается.
- А ты, Лиза, чего хочешь?
Лиза вглядывается в её мокрое лицо, спрашивает:
- Ты что, не спала?
- Ты не ответила мне.
- Надо было спать. Как теперь с такими красными глазами на работу пойдёшь?
- Ты не ответила. – Лида скрывает своё лицо полотенцем.
Лиза захлопывает дверь ванной, убегает в свою комнату, валится на кровать, утыкается лицом в игрушку.
Лида вешает полотенце, выходит из ванной, гасит свет, проходит в комнату сестры, присаживается на кровать, гладит Лизу по волосам.
Лиза скидывает с головы ладонь Лиды: мол, мне твоих ласк не нужно.
Лида:
- Хочешь, кофе приготовлю? Или спать будешь?
Лиза, не оборачиваясь:
- Ты же о чём-то говорить хотела. Так говори. Давай – ругай, мне не привыкать.
- Знаешь, Лиза, я ведь не такая злая…
- Это я уже сто раз слышала.
- Послушай…
- Да, сестрёнка, внимательно слушаю.
Лида ещё раз проводит ладонью по её волосам. Лиза не сопротивляется.
- Лида?
- А?
- Помассируй мне ступни. А то я всю ночь в подъезде простояла.
* * *
Полупустое кафе.
За одним из столиков тот же мужчина с давно не стрижеными ногтями, но теперь он ещё и не брит.
- Что-нибудь будете заказывать? – спрашивает Лида.
Мужчина смотрит на официантку, замечает на её фартуке фирменный значок с крупными буквами: ЛИДИЯ.
- Что-нибудь заказываете? – громче говорит Лида.
- Нет-нет, Лида, спасибо, ничего не надо, – мужчина вынимает из кармана зажигалку, чиркает ею: на четвёртый раз вспыхивает огонёк.
- Извините, по правилам нашего кафе нельзя сидеть и ничего не заказывать.
- Но у вас еще уйма не занятых столиков. А значит, я не мешаю.
- Да, но вы здесь сидите уже час и не сделали никакого заказа, а по правилам нашего кафе...
- Я бы заказал, но у вас не подают кальмары по-шотландски.
- Тогда по правилам нашего кафе…
- Я не идиот, я понял, что там по правилам вашего кафе! Что вы ко мне пристали, я что, вам лично досадил? Или всех здесь распугиваю…
- Я вас помню… И либо вы сейчас уйдете, либо я позову охрану.
- Знаете, Лида, - негромко говорит мужчина, - вы как две капли воды похожи на мою жену…
- У всех жена! И что? Я должна работу из-за вас терять? – сказав это, Лида берет со стола переполненную пепельницу, ставит на её место новую, чистую.
- Она была такая же весёла. И такая же смелая… Когда я смотрю на вас…
К столику подходит менеджер, негромко спрашивает (ни то Лиду, ни то клиента):
- Какие проблемы?
Лида, с раздражением:
- Вот… От него жена сбежала. А я видите ли…
Менеджер, невозмутимо:
- Далеко сбежала?
Мужчина, с улыбкой (едва заметно пожимая плечами):
- На кладбище.
Менеджер, понижая голос:
- Что ж… бывает… Вы уже сделали заказ?
Мужчина, со вздохом:
- Да. Кофе, пожалуйста.
Менеджер – Лиде:
- Живенько.
Мужчина отворачивается к окну, закуривает сигарету.
По улице идут люди двумя встречными потоками, все куда-то спешат.
Возвращается Лида, ставит чашку кофе и рогалик на блюдечке. Мягко произносит:
- Простите, но вы очень много курите.
Посетитель поворачивается к ней, смотрит на кофе, затем – непонимающе - на Лиду. Будто видит её впервые.
- В смысле?
- В прямом смысле. Очень много. Вы уж меня извините... Я знаю, что такое потерять близкого человека…
- И вы меня простите. Но когда… когда вы вот так вот начинаете злиться…
- Для этого вы и придумали кальмары по-шотландски? – Лида пытается смеяться, но мужчина продолжает свою мысль:
- Странное ощущение… просто дежа вю какое-то… такое впечатление, будто…
Лида, оглянувшись на невидимого менеджера, присаживается на свободный стул:
- А у меня впечатление, будто я уже знаю всё, что вы только собираетесь сказать…
- Правда?
Вместо ответа Лида берёт из его пальцев сигарету и тушит её в чистой пепельнице.
К О Н Е Ц
| |
|
Миниатюры |
Эссе |
Киноэтюды
|
|
Экстрим |
Жалобная книга |
|
Гостевая книга
Комментарии: _________ 1. Имя: сергей Прекрасная идея для сценария неигрового фильма или серии телепередач.
Открытие! Расшифрована поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». В поэме находится подробное описание тысячелетней истории России от 10-го века до 2008 года.
_________ 2. Имя: Ксюша Неправда, что стихов не пишут. Вот я написала сама себе:
|
| Эссе
Наши права и обязанности были предельно ясны. "Один документ - один наушник", потому что каждый наушник стоит 200 долларов, и если мы их потеряем, нужно будет платить штраф. Кто штраф будет платить, я так и не поняла. Скорее всего, именно тот несчастный раздатчик, который проворонил зрителя с наушником.
"Устройство на работу" - отдельная история. К трём часам нужно было прийти в Оргкомитет, без опозданий, в определённую комнату. Я вышла из дома с запасом в полчаса, чтобы не опоздать. Найти особняк, где располагался комитет, оказалось непросто. Был переулок, был дом десять, и были, разбросанные в свободном порядке, многочисленные корпуса дома десять...
|
Киноэтюды
Слова Лизы перебивает шум сливного бачка. Лиза смолкает.
Из туалета выходит Лида, закрывает дверь, выключает свет, включает свет в ванной и сразу же, не обращая внимания на Лизу, поворачивает в ванную, открывает воду.
Лиза на грани истерики, передразнивает чьи-то слова:
- "Ты у меня на шее сидишь; у меня нет никакой личной жизни; сначала вырасти, а там поймёшь". - Лиза встаёт с пола, - вот, выросла. И что? Теперь хочешь… О-о, я знаю, чего ты хочешь! Ты хочешь, чтоб и я… как ты… вся из себя гордая… всегда одна…
Лида закрывает краны.
|
Он задумался. Дала ему минуту на размышление. Раз секунда, два секунда, три…, минута. Он не ответил. Спустила курок. Выстрел, голова на руле, на виске и стеклах красные подтеки. Взяла голубя, положила в машину.
- Теперь он всегда будет с тобой, - сказала и вызвала "Скорую".
Совсем невмоготу, душа в клочья, слезы душат, голубя жалко. И тополь жалко с березкой, кленом и рябиной. А этого - в машине - нет.
- Идем, провожу тебя домой, - сказало Солнце и мы пошли назад.
- Разбуди меня завтра пораньше, - попросила я его на пороге дома. - Утром мне лучше работается, да и с тобой дольше пообщаемся.
- Хорошо, - пообещало Солнце. - Не забудь полить цветы. |
Экстрим
- Я? Я ничего не предлагаю. Сижу, никого не трогаю…
- Починяю примус. Хватит меня сказками кормить. Сама съезжу, сама устроюсь, сама буду…
- Ты прочла биографию Дина Кунца? Я тебе оставлял?
- Какого ещё скунса?! У тебя времени нет, собирайся.
|
| Эссе
Поэт и Журналист сидят, предположим, в кафе, договариваются о гонораре. Оба держат друг друга за дураков, проныр и тунеядцев. Один трёт о постструктурализме, наднациональном нудизме, о текстуальном дискурсе, второй же неотступно талдычит: Джа-Силасиай-Растафара. Взвинченный алкоголем и разнузданный диалог. Один торгует Лермонтовым, выдавая его творения за свои, другой покупает. Оба знают, что идут на риск. Через пару месяцев оба, не сговариваясь, сделают выводы...
|
- Разбуди меня завтра пораньше, - попросила я его на пороге дома. - Утром мне лучше работается, да и с тобой дольше пообщаемся. - Хорошо, - пообещало Солнце. - Не забудь полить цветы. |
Миниатюры |
|
Эссе |
Киноэтюды
|
|
Экстрим |
Жалобная книга |
|
|