в сторону обратно
в сторону рэггей
экстрим
2003
НОЯБРЬ
№11

 
  

в сторону обратно

    Майя Плисецкая.
    Документальный фильм о звезде. Хороший фильм. Балет.
    Сестра говорит:
        - Обрати внимание, как она слушает собеседника.
        - А как она его слушает? Обыкновенно.
        - Нет, не обыкновенно. Она слушает глазами. Как хищница. Как змея. Она жадно ловит каждое движение. О движениях она знает больше, чем о словах. Движение - жизнь, а слова... слова можно и подменить, и подправить, и исковеркать...
    А я что-то говорю своей жене. И мне кажется, что она меня совсем не слушает.
        - Ты поняла? - проверяю, уточняю я.
        - Понять-то поняла, - рассеянно отвечает она, - только не совсем уловила твою интонацию.
    Ну да, ну да, ты же у меня певица. Рок-н-ролл, рэгги, блюз, голос. Вспоминаю, что говорила сестра.
        - С тобой, моя милая, нужно быть либо предельно осторожным, либо предельно искренним.
    А мой друг говорит мне, что у меня никакой жены нет, что я все выдумал.
    А я ничего не говорю, а мысленно откупориваю бутылку сухого и делаю освежающий и взбадривающий глоток. Простое французское.
    Сестра рассказывала, что для того, чтоб ощутить опьянение, достаточно всего двадцати грамм легкого вина.
    Всего двадцать грамм. Это мое воображение может себе позволить.
    А в пустом Париже, на раздетой сцене, под свет костров и отражающихся в небе звезд - Плисецкая.
    А Жанна Агузарова, моя жена, в Калифорнии.
    А еще, ходит слухи, что у меня развивается страшная звездная болезнь. Но я ее не боюсь. Я готов. Я уже достаточно изучил ночное небо своих государств.
    Голодное, бескорыстное, ждущее глаз небо потерявших границы государств.

+ + +

    Терпение твое лопнуло. Проснувшись сегодня с мыслью, что не смотря на все достижения науки и техники таинственного в мире не только не убавилось, а даже наоборот - стало нестерпимо много, ты (проснувшись) решил больше ни от кого ничего не скрывать.
    Который год уже звонит тебе загадочная незнакомка, знающая каждый твой шаг, мысль, желание и дает советы, и успокаивает когда надо, и, когда надо, - негодует. И вот ты этими самыми странными беседами делишься с друзьями и коллегами. Тебе и верят, и не верят. И крутят пальцами у виска, и гладят по голове. Идет время. Телефон молчит. Но ты по-прежнему рассказываешь всем о ее существовании. Для окружающих твои пересказы телефонных бесед - дело обычное. Многие привыкли и ждут продолжений. Но тебе надоело, ты больше не веришь ни в каких незнакомок, теперь ты особа, приближенная к императору, ты живешь на широкую ногу, ты нередко прибегаешь к услугам дорогой гейши. Из страны утекает секретная информация, так необходимая врагам. Ты подозреваешь в предательстве эту обворожительную, такую небесную и такую земную вечно зеленую сакуру. И вот первый твой обдуманный и хитрый шаг: ты делишься с ней - что называется - дэзой. Но дэза не проходит. Значит, твоей и ее вины здесь нет. Ан, нет. Есть. Гейша неожиданно сознается в том, что она переодетый шпион нескольких вражеских, конкурирующих между собой разведок. Она и тебя вербует. Неловкий шаг, и ты пойман компьютерной сетью. Международный скандал. Журналистская свара. Тень на императора. Ты постыдно бежишь, скрываешься в хижине просветляющегося монаха и так далее.
    В мире несмотря ни на что слишком много таинственного. Ты исповедуешься и просишь совета. Но монах не желает уподобляться телефонной незнакомке и несколько лет проводит в созерцании твоих слов и вопросов. Не выдержав сего божественного тугоумия, ты покорно возвращаешься к друзьям и сослуживцам. Они осуждающе покачивают головами и многозначительно приговаривают: "литература, одна сплошная литература". А ты хочешь уже кричать в ответ: "болото, а не литература"., но вовремя удерживаешься: тебе нельзя так неосторожно выдавать себя.

+ + +

    Зал кинотеатра. Медленно, словно имитируя наплывающие сумерки, гаснут лампы. Искусственная ночь. Терпеливая тишина. Поднимается темное веко экрана. Титры. Название киностудии, название фильма, имена режиссера, оператора, сценариста, композитора, художника, актеров, - они многое говорят посвященному. Для посвященного фильм уже начался, и он, непредвзятый ценитель кинополотен, настроен на нужный лад.
    Оглянувшись, сощуришься на ослепительное око из маленького белого окошка в стене. Там некто, скромный киномеханик, следящий за яркостью освещения и скоростью движения ленты. Но он не интересен тебе, - оборачиваясь, ты мельком заметил застывшие лица сограждан, обращенные к экрану, как к чуду. И ты, так же застыв, ничем теперь не отличаешься от них; ты, загипнотизированный (и спящий), смеешься вместе со всеми и со всеми удерживаешь дыхание. Ты во власти сна, и сон скользит по тем клеткам души, что разделяют твое и общее. Запомни это: твой пульс совпадал с пульсом зрителей. И теперь, стоя в фойе, и одеваясь, и медленно, с неохотой возвращаясь из транса, прислушайся к тому, о чем толкуют окружающие.
    О да, ты вместе с ними, вместе со всеми, смотрел один фильм, и, решив теперь посвятить свою жизнь преследованию ушедших с тобой из кинотеатра людей, решив во что бы то ни стало опросить их всех по поводу виденного, знай: ты окончишь свои дни в просторной светлой палате, с личной тумбочкой для хранения немногих вещей, с блокнотом и карандашом в руках, но лишенный радио, газет и телевизора. Лишенный шедевров стары мастеров, лишенный современных скороспелок. Редко-редко перелистнешь семейный фотоальбом, где ты запечатлен далеким, неузнаваемым, не знающим забот ребенком.

+ + +

    Помнишь: душа твоя звенела, как бокал драгоценного стекла в руках доброго мастера? А позже она сделалась глуха и недвижна, будто бокал был наполнен вином. Ты встретил в подворотне колдырей с родными, до тошноты родными и болезненными лицами. Ты их, сам того не желая, угощал вином Господа, вином для Господа...
    Вечереющее небо замерцало множеством открывающихся глаз, затем наплыли сумрачные безрадостные облака, попил дождь.
    И полночи ты и еще несколько выдуманных тобой (тобой ли? ты ли?) персонажей ели вкусные, редкие, непроизносимые вслух слова.

+ + +

    Нет, не то чтобы небо запаздывает с выполнением твоих просьб, совсем нет, даже напротив: небесный почтальон уже несет в своей синей сумке бандероль для тебя; ты только-только составляешь прошение, а он уже знает, что тебе нужно и доставляет часто не то, что ты просил, не то, что тебе в действительности необходимо: небесная канцелярия лучше твоего разбирается в личных нуждах. А то, что почтальон опаздывает, всегда опаздывает, всегда является часом позже - это в очередной раз лишь подтверждает... безошибочность верховной проницательности: тебе дают больше и лучше того, нежели ты способен вообразить, и ровно столько, чтобы еще раз понять, что от Бога ничего не нужно, кроме Бога.
    ...Мы все находим время для прошений, но немногие терпеливо выслушивают...
    ...Да и боюсь я не самих слов, но голоса...
    (И вообще, хочу того, чего хочу.)

+ + +

    Каждый твой шаг просчитан внутренним шагометром, и голос принадлежит тебе как собственное тело, любое движение, жест, намек на взгляд вызывает в воздухе такую вибрацию, что последующие проделки с электричеством не больше, чем букет искусственных цветов на придорожном столбе. События твоей жизни сведены в возможному минимуму, сон является точно по расписанию, радуешься и молчишь и мыслишь и думаешь и мечтаешь по отведенным для того часам; нет, ты почти не мечтаешь, ты давно забыла о женских сплетнях, о женских тайнах, - ты целиком принадлежишь песне, тебе ясен язык клавиш и струн, ты на ты с ударником...
    Как хорошо, что ты никогда не видела, как там внизу, в почти черном зале танцует местное быдло. Свет юпитеров тебя бережет.
    (Дальше несколько строк трудноразборчиво; что-то вроде: Ее, ничем не примечательную, всегда провинциальную певичку, хранит сцена, тоже всегда и везде провинциаль

Июль - сентябрь 1996 года.

в сторону рэггей

    + + +

    Ребенок говорит солнце, когда видит солнце, слышит дождь и шепчет дождь. Ты же желаешь знать наперед: придет или приидет, продаст или купит.
    Как кровь по ушным перепонкам, как в морской раковине - прибой, как в печных трубах ветер, так и жизнь твоя: чуть отошел, свернул за угол и будто бы не было никогда.

+ + +

    Твоих губ, твоих слез, твоих рук незнакомо-знакомый возврат. Сладкого бреда, сладкого вздора, нелепо-прекрасного вздора ил и уют. О луноокие блики, о морская волна, о мятые простыни и томительное скольжение по стеклу осенних небес. Так. Но сигарет в доме нет.

+ + +

    Темное томное высокое синее
    Опрокинутое и опрокинувшееся
    Скользящее возбуждающее мягкое нежное недостижимое
    Лежащее на глазах и на глазах уплывающее
    Сильное
    Вечно пугливое, вечно пугающее, никогда не обманывающее, никогда никуда не опаздывающее, о небо, доколе ты будешь терпеть сие пустословие?

+ + +

    Ты первой умрешь.
        - Ах?
    Твоих ресниц северный взмах, пух подмышек и ложбины мох, я бы не задумываясь променял на один-единственный поцелуй в мой похолодевший лоб. Но путаясь в городских сетях, утопая в смехе твоем, захлебываясь слезами радости, я забываю о будущем и ничего не меняю.
        - Ну? Не я ли пророчил тебе скорую смерть? Я.
    Только почему, почему не пойму, ты так нежно целуешь меня в лоб?

+ + +

    Многих, многих рук ты помнишь тиски и ласканья. Многих глаз привычные просьбы. И языка прихотливый танец даже в устах монахов. Даже из уст монархов - недостойное их сватовство.
    Господи, храни Наталью, она одна на этом свете.
    Не затыкай мне рта, Наташа, иначе поймешь, что лучший друг тишины - холод.
    Рот, береги и помни молитву, что разбудила черта.
    Если можешь, черт, доказывай обратное.


    И он, усердный рогоносец, украшает - как умеет - пустой шар бирюльками.

+ + +

    Простых слов горячее дышло; закрывая глаза ты вновь у первоистока. Меткие выстрелы среди скал дороже защитных одежд. Тебе не убежать ни от серебра, ни от меди. В горах всегда так: либо вверх, либо вниз. Идущий читает другие книги. Уставший присаживается на камень, древний как эта тропа. Тебе не скрыться ни от земли, ни от неба даже когда в кармане конфетка в современной обертке. Протяни ее проводнику, и ты поймешь, что ничего не изменилось: скупые улыбки среди скал дороже денег.

+ + +

    Нет ничего опасней коллективного разврата.
    У осеннего ветра, у листопада, у шаманского шуршания трав не ищи защиты. Отравился людьми, и вновь возвращаешься к ним. На встрече с самим собою ты сгоришь от стыда. Даже если слова подскажут дороги, если поймешь и простишь чужие дома, не жди от суда снисхождения. Будет быстро и страшно, но помочь тебе смогут те, кого ты купил или предал. Торопись.

+ + +

    Если бы сам президент протянул мне конверт, туго набитый канабисом, я б от него отказался. Я бы решил, что мир окончательно спятил, и вежливо-вежливо отказался. Но, ма, мне никто не приносил столь радостных писем; я сам, ма, искал, сам платил. Все в порядке, все отлично: солнце, дождь ли, ночь ли, день ли - не нужно грубых слов, не нужно лишней грусти. Включи телек и успокойся. У всех у нас, ма, свои, свои особенные сны. Так-то вот.

+ + +

    Смеха твоего неестественный взрыв хочешь превращу в пепел? Неужели? Если хочешь, подарю тебе ручную пальму или дам поиграть? Неужели? Хочешь, расскажу тебе сказку про Силасиа Растафару, или, - как его там - тобою чтимого балбеса, полубеса-полубога? хочешь, сказку расскажу? неужели? Ну хочешь, хочешь, запалю на ножах эту крошку, и здесь будет маленькая Ямайка? Да неужели? Ну хочешь, хочешь, хочешь станцую возбуждающий танец ламбаду и твой блуждающий взор надолго замрет?
        - И ты все это можешь?
    Могу, могу. Истинно так.

+ + +

    Морская волна морская волна морская в морской раковине. Краб медленно ползет, краб неповоротливо ползет, краб как умеет торопится в обратную сторону. Осторожно беру краба за панцирь, и он сейчас думает, что наперекор притяжению двигаюсь я. Кто из нас прав, кто из нас прав, кто из нас прав и не прав, даже Джа не знает. Даже Джа не знает - зачем я храню оторвавшуюся клешню, зачем я тревожу море и мир.

+ + +

    Расторжение сомнительных уз. Растрава диких трав. Глаз, насыщающийся высотой небес. Среднерусский пейзаж: река, поле, лес. У всякой пустоты - свой предел. Это так просто, как рука без привета, как в стене - дверь. Если дойдешь до нее (а ты дойдешь до нее; дойдешь как и все - своими ногами), если дойдешь - не забудь про последнее слово. Солнце, ветер, дорога и пыль - не сладкий сон, но работа. Каков предел, такова и пустота. Собирая гербарий из бесполезных растений, можно уйти далеко-дао/леко. Долго-долго напевая хорошую песню, и самому можно сделаться лучше.

Август 1998, дача.

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
Гостевая книга


Комментарии:
_________
1. Имя: Лёха
Сайты лучше? ну, да, существуют, но для сайта, настроенного на передачу креативной энергии творческого человека - да есть ли куда лучше? Ругатели пусть ругают, они заняли свое место, а вещи остаются тем, что они есть.
_________
2. Имя: евсеич (Петро)
Прошу прощения, ошибся. креативная энергия творческого человека. Я просто попытался придать пристойный вид. Один мой знакомый говорил, что назови его пидером, он может и стерпит, а назови его "творческая личность" пару рёбер, да снесет. Снесёт. СлУчаи были. Всё-таки прежде чем писать, надо научится читать.
Миниатюры


    Вечная песенка, тайное русло, растерянный рай.
     Загадочны движения твои.
     Загадочны знания твои.
     Загадочны взгляды твои.
     Томный напиток, тонкое ремесло.
     Ты плывешь по бульварам, как недоступная фотозвезда.
     Каждое слово твое - из сказочного сна, из странного сна про настоятельницу монастыря.
     А смотришь, смотришь эдакой хитрой, игривой тигрицей.
     Бесподобный, изысканный, острый коктейль, то, что ты ждешь от меня, не требует ни забот, ни заклинаний: я голоден и неприхотлив.
     Так он не разглядел той, кто, преломляясь в многоцветных гранях собственного обмана, являлась сама собой.
Гостевая книга

Комментарии:
_________
1. Имя: Aleksandr
Господа писатели, в гостевой ГОСТИ пишут, а не авторы, и Рыбин - плод вашей фантазии - здесь не уместен. Хочь бы мыло ему придумали, а то несерьезно как-то.
_________
2. Имя: Макс
Уважаемые зрители, это уже просто какой-то драйв, принимать себеподобных читателей за виртуальное раздвоение автора.Ну Рыбкин то сам разберется, а тебя Илюша поздравляю, поздравляю.
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
Проза

    Андрей на просторной светлой кухне. Бросает в чашку ложку растворимого кофе, заливает его кипятком из пластмассового чайника. Включает подвешенный к потолку телевизор, садится, пультом щёлкает по каналам: новости - боевик - диснеевский мультфильм - эротическая программа с танцующими девушками. Откладывает пульт, берёт чашку с кофе, но в этот момент в его кармане начинает крякать мобильник.
        - Да? Нет, Сергей, рыбалка отменяется... В субботу мне нужна машина... К пяти. Давай в половину пятого, не опаздывай. Всё, отбой, поговорим при встрече.
Киноэтюды


    Сергей, откинувшись на спинку кресла, нервно машет руками: меня, мол, здесь нет.
        -... Да, одна. Хорошо. Договорились.
    Сергей смотрит на мокнущих под дождем прохожих.
    Голос Лены:
        - Ладно, Сереж, мне пора. Не забывай, звони. Хорошо?
    В ответ лишь беглый, небрежный кивок.
Миниатюры


    Вечная песенка, тайное русло, растерянный рай.
     Загадочны движения твои.
     Загадочны знания твои.
     Загадочны взгляды твои.
     Томный напиток, тонкое ремесло.
     Ты плывешь по бульварам, как недоступная фотозвезда.
     Каждое слово твое - из сказочного сна, из странного сна про настоятельницу монастыря.
Гостевая книга

Комментарии: Уважаемые зрители, это уже просто какой-то драйв, принимать себеподобных читателей за виртуальное раздвоение автора.Ну Рыбкин то сам разберется, а тебя Илюша поздравляю, поздравляю.
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Гостевая книга
E-mail
наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. экстрим      2003 НОЯБРЬ №11