Илья Замешаев
экстрим
2004
АПРЕЛЬ-ИЮНЬ
№2

 
  

ТЕЛЕМАНИЯ
(заявка на сценарий полнометражного игрового фильма)

    В этом городе всегда неестественно комнатная температура. Здесь не бывает ни ветра, ни дождя не снега. Здесь никогда не увидишь ни травы, ни кустарника, ни деревьев. На подоконниках не бывает цветов. Если смотришь из окна, всегда видишь стену и окна другого дома. Если сидишь в кафе, то за стеклом видишь другое, но точно такое же кафе. Если выходишь из магазина, то перед тобой вырастает здание еще одного магазина. Если включаешь телевизор, то на его экране всегда изображен другой телевизор, но более современный, более стильный, более модный.
    А во всем остальном этот город и его жители ничем не отличаются от других городов середины XXI века.


    ДО НАЧАЛЬНЫХ ТИТРОВ И НАЗВАНИЯ:

    Спецслужбы вычисляют хакера. Вламываются в квартиру, а за компьютером сидит прыщавый четырнадцатилетний очкарик и плачущим голосом говорит:
        - Ой, дяденьки, я, кажется, не на ту кнопку нажал.
     (Происходящее показывали по телевизору; переключили программу, появилось название:)

ТЕЛЕМАНИЯ

    Алиса уверенным шагом идёт по коридорам телецентра. Входит в ярко освещённую студию. Все камеры обращены на неё. Она садится на диван. Присутствующие аплодируют.
    Ведущая ток-шоу (допустим, Елена Ханга) обращается к публике:
        - А сегодняшним гостем нашей программы является Алиса Зрачкова, выпускница... выпускница... Но пусть лучше Алиса сама расскажет о себе.
    Все взгляды - на Алису. Алиса молчит. Алиса смотрит на расползающуюся на её чулке зацепку. Кажется, никто, кроме неё самой, этого не замечает.
    Ведущая:
        - Алиса...
    Алиса испуганно озирается. Публика переглядывается между собой. Ассистенты делают ведущей какие-то знаки.
    Ведущая в полной растерянности.
    Зал в недоумении.
    Тишина грозит обернуться провалом.
    На глаза Алисы наворачиваются слёзы.
    Ведущая:
        - Алиса, вы чем-то расстроены?
        - Да, - Алиса вот-вот заплачет, - у меня... у меня чулок порвался.
    И она, закрыв лицо руками, начинает рыдать.
    Операторы крупным планом снимают дырку на чулке. Уже кто-то из любопытной публики торопливо пробирается к Алисе.
    Ведущая гладит Алису по голове:
        - Ничего страшного, Алиса, мы сделаем ещё один дубль.
        - Правда?
        - Ну конечно. Это же только репетиция.
        - А мне сказали, будет прямой эфир.
        - Прямого эфира никогда не будет.
        - Почему?
        - Потому что... потому, Алиса, что в жизни всегда случаются ошибки. А у нас ошибок быть не должно.
        - Так что же мне делать?
        - Собираться в школу.
    Чей-то голос:
        - Собираться в школу, собираться в школу, собираться в школу, собираться в школу...

    И Алиса пробуждается. Ток-шоу ей приснилось.
    Рядом с кроватью будильник в форме игрушки-попугая, и этот попугай женским голосом говорит: "Собираться в школу, собираться в школу..." Алиса ударяет его по клюву - попугай смолкает (сейчас продаётся множество нелепых говорящих игрушек, от "очаровательных" до настоящих монстров, - можно наполнить её комнату такими вот игрушками-"указателями": пора в школу, пора обедать, пора включить любимый сериал). На соседней подушке - пульт от телевизора. Алиса включает телевизор и встаёт.
    Проходит мимо маминой комнаты. Мама уже собралась на работу. Доводит до ума макияж, но смотрит не в зеркало а в экран телевизора (все её действия доведены до автоматизма, даже "доброе утро" она произносит, не глядя на дочь).
    Алиса заглядывает на кухню. Папа завтракает, неотрывно глядя в телевизор (одна рука орудует вилкой, другая - с пультом - направлена в сторону телевизора).
    Алиса проходит в ванную (и здесь можно установить маленький экран)...

    Алиса (на кухне) подходит к окну: в доме напротив люди собираются на работу под включенные телевизоры. В одной из квартир она видит на экране телевизора свою любимую программу; она тотчас выхватывает из руки отца пульт и переключает телек на ту же программу (что и в доме напротив); отец отбирает у неё пульт и переключает на прежний канал. Тогда Алиса берёт свой завтрак, удаляется в свою комнату, усаживается на кровать и включает любимую программу. Не отрывая взгляда от телевизора, собирает школьные учебники.

    Алиса выходит из лифта. Проходит мимо консьержки, которая (механически кивнув Алисе) смотрит телевизор. Алиса останавливается, будто загипнотизированная происходящим на экране.
    Из другого лифта выходит ещё девушка, останавливается рядом с Алисой, так же смотрит на экран. Это одноклассница Алисы (живёт в этом же подъезде). Они холодно, "мельком" приветствуют друг дружку и продолжают смотреть в ящик. Сюжет завершается, рекламная пауза, девушки направляются в школу. Обсуждают, чем займутся после школы. Собеседницу Алисы обещали устроить моделью в престижное рекламное агентство ("есть даже возможность засветиться в каком-нибудь музыкальном ролике!"). А Алиса, Алиса ничего не хочет, у неё всё есть, и всё в этой жизни - сплошная скука.
    Проходят мимо какого-то учреждения (допустим, мимо банка); над входом которого - камера скрытого наблюдения. Подруга Алисы останавливается, улыбается, шлёт камере воздушные поцелуи. Алиса наблюдает эту сцену не первый раз:
        - Пойдём, а то на урок опоздаем.
    Но подруга увлечена своим действием:
        - Они меня видят! Видят! И будут смотреть всегда!
    В это же время два охранника в банковской комнате пристально вглядываются в монитор:
        - Во, опять.
        - Я пойду выйду. - Его дрожащая рука тянется к оружию.
        - Погоди, лучше наряд вызвать, - на его лбу видны капли пота.
    Алиса:
        - Пойдём, пойдём, а то как в прошлый раз приедут спецназовцы...
    Подруга:
        - И меня снова покажут в вечернем выпуске новостей!
    Один из охранников, с автоматом наперевес, направляется к двери. Второй тянется к телефонной трубке. Заметно, что им обоим страшно...
    Но Алиса уже тащит подругу в школу.

    Программа выпускного вечера заняла всю ночь.
    Ранним утром полусонная и слегка пьяная Алиса возвращается домой.
    Родители уже проснулись (работают все телевизоры), ждут Алису.
    Уставшая Алиса падает в кресло, переключает телевизор на музыкальный канал.
        - Как прошёл вечер?
    Алиса пожимает плечами, кивает на экран:
        - Раз десять эту песню крутили!.. Спа-а-ать хочется.
    По поводу окончания школы родители дарят Алисе видеокамеру. Алиса благодарит, но особой радости не выказывает:
        - Ой, у наших, у кого есть камера, не знают, что с ней делать. То в самое лицо её суют, то просят какую-нибудь глупость сказать.
    Папа просит Алису включить автономный просмотр. Алиса заглядывает в глазок и видит себя, как она несколько минут назад возвращается, пошатываясь домой, как бросает взгляд на окна, как поправляет волосы и перехватывает рюкзак из одной руки в другую:
        - Ого, так близко! Ничего себе, а я и не знала...
    Алиса у себя в комнате. Медленно раздевается под звук телевизора.
    В доме напротив люди собираются на работу. Алиса нацеливает камеру на их окна (радуется мощному приближению); в каждой квартире - одно и то же - завтрак под телевизор.
    Но одна квартира отсутствием телевизора выделяется (Алиса и раньше туда поглядывала из-за того, что муж, закрыв за женой дверь, через некоторое время открывал её разным любовницам). Алиса ловит в объектив хозяев этой квартиры, включает запись.

    Алиса готовится к поступлению в ВУЗ.
    На столе разбросаны учебники для поступающих в ВУЗы. Алиса решает какую-то математическую задачу. За спиной - музыкальный телеканал. Рядом, на треножнике, установлена видеокамера. Её объектив направлен на ту самую квартиру, где нет телевизора.
    Будильник-попугай начинает кричать: "Пришла подруга, пришла подруга..." Алиса даёт попугаю "по носу", быстро приникает к глазку своей камеры: к мужчине пришла очередная девушка, - Алиса включает запись.

    Алиса в гостях у подруги.
    Алиса зашла к бывшей однокласснице (что живёт в этом же подъезде) попросить учебник. На столе подруги - бардак: компакт-диски, аудиокассеты, видеокассеты и маленькие кассеты для видеозаписи. Алиса наугад берёт одну из них, видит на корешке рукописную надпись: "XXX. Самое-Самое", спрашивает:
        - Так ты снимала выпускной вечер?
        - О, прикольно получилось. Я ещё не перезаписывала, но если хочешь, возьми, посмотри так.
    Алиса прячет в сумку учебник и эту кассету.
    Вернувшись к себе в квартиру, Алиса первым делом просматривает кассету подруги. На ней записан вовсе не выпускной, а встречи этой самой подруги с парнями из разных классов. На одном и том же диване она целуется то с одним, то с другим, каждый пытается залезть ей под юбку, но героиня собственного фильма стойко выдерживает эти атаки.
        - Подумаешь, - несколько ревниво замечает себе Алиса, - тоже мне, кино. Я круче сделаю.

    После того, как посмотрела кассету подруги «XXX» Алиса узнаёт, что у подруги вечеринка (как всегда «скучная»), где соберутся почти все те, кого она видела на кассете. Её никто не приглашал, но теперь Алиса хочет во что бы то ни стало попасть туда и «довести фильм до ума».

    Позже.
    Ольга (одноклассница Алисы, живущая в этом же подъезде), сообщает, что наконец-то встретила "своего парня". Алиса - в ответ - признаётся, что однажды взяла у Ольги не ту кассету (вместо выпускного вечера череда поцелуев с разными парнями).
        - Ты меня шантажируешь?
        - Да. Я хочу делать кино вместе.

    По телевизору. Программа вроде "Сам себе режиссёр":
    Ведущий объявляет конкурс на лучший сюжет о любви. Главный приз - поездка в Японию + профессиональная видеокамера.
    Алиса хочет принять участие в конкурсе. Сообщает родителям, что в Японии купит ещё одну, портативную, карманную камеру для скрытых съёмок и откроет собственную студию (она уверена в победе).

    Алиса монтирует свой первый фильм.
        - Я назову его "Пока жена на работе". Или нет, не так... "Мир тесен", да!
    Мы уже видели любовниц мужчины из дома напротив. Теперь Алиса подбирает уличные кадры: у подъезда курит девушка, из подъезда выходит жена, девушка бросает окурок, заходит в подъезд; эта же девушка выходит из подъезда, сталкивается с другой девушкой, которая, в свою очередь, через секунду оказывается в квартире любвеобильного мужчины...

     (Алиса в коридоре института.
    Стоит перед стендом с оценками и подсчитывает проходной балл. Похоже, что она поступила.
    Тут же, в двух шагах от Алисы, какая-то абитуриентка даёт интервью о том, "как здорово изучать социологию и проблемы коммуникабельности".
    Из деканата выходит лаборантка и зачитывает список поступивших. Девушка, только что говорившая о социологии, закрывает лицо ладонями. Телерепортёр комментирует:
        - В этом году конкурс оказался чересчур высоким. Даже те, кто выдержали экзаменационное испытание, не избежали нервного срыва...
    Девушка рядом с Алисой, с нескрываемой завистью:
        - Сама не поступила, а по телеку всё равно покажут.
    Алиса, то ли зло, то ли искренне:
        - Вот радость-то.)

    По телевизору. Объявляют победителей конкурса «Сам себе режиссёр». Алиса в число дипломантов не попала.
    Зато почтальон принёс заплаканной Алисе заказное письмо. На конверте - адрес программы (вспышка надежды), внутри - машинописный текст такого, приблизительно, содержания: "У Вас, бесспорно, есть талант. Но подглядывать за частной жизнью людей - дело не достойное настоящего художника. Тем более, когда речь идёт о частной жизни людей уважаемых, великих, людей с именем..." Алиса в шоке: "Кто это, люди с именем??"
    Она садится за стол и пишет: "Я всегда мечтала о собственной видеостудии. Не знаю, кто вы такой и почему ведёте такой глупый образ жизни, но из-за вас я не выиграла очень важного конкурса. Это ужасно. Как дальше жить - не знаю, но фильм с вашим участием считаю..."
    Она идёт в дом напротив. Поднимается на этаж того мужчины, вычисляет его квартиру и оставляет в двери записку (случайная соседка, оглядев Алису с головы до ног: "Ну-у... это ни в какие ворота не лезет, это уже подсудное дело").
    Вернувшись в свою квартиру, Алиса свинчивает камеру с треножника - мужчина из дома напротив ей больше не интересен, даже противен. Но глянув случайно на его окна, она сразу заметила, что там творится нечто неладное. Принялась снимать "с руки". Яркая ссора с женой. Жена даёт мужчине пощёчину, ещё одну, наспех собирается, уходит. Алиса в ожидании снимает подъездную дверь. Вот вышла жена, смотрит в разные стороны, поправляет одежду, а к её ногам... падает выкинувшийся из окна муж. (Прохожие, как ни в чём не бывало, продолжают свой будничный бег. Жена замирает в животном испуге. Алиса забывает о съёмке, прижимается лбом к оконному стеклу, тихо произносит: "Мамочки".)

    Вернувшиеся с работы родители поздравляют Алису с успешной сдачей экзаменов. Теперь её ждёт стабильное будущее. Но дочь словно не слышит никаких похвал.

    Этим же вечером два репортажа по телевизору:
    1) В новостях: "После долгого и мучительного творческого кризиса известный сценарист покончил жизнь самоубийством..."
    2) В "злой" независимой программе: "Муж успешного психолога выкинулся из окна... Другим помогала, а с проблемами в семье не справилась... Посмотрим же отрывки из фильмов этого мастера ночных кошмаров..." Нарезка из каких-то жутких, кровавых сцен...
    Когда родители спрашивают, зачем Алиса эту ерунду записывает, она отвечает, что погибший мужчина жил в доме напротив и не раз с ней здоровался (родители изображают гримасу сопереживания).

    Фишка:
    Кассета, которую Алиса отправила на конкурс, всё-таки показывают по телевизору, в этой же программе, «как курьёз» (после, знакомые либо хвалят, либо делают Алисе замечания, но никто не увязывает этот показ со смертью сценариста).

    Алиса в своей комнате.
    Пересматривает кассету подруги:
        - Детский сад, детский сад...

    Алиса дома. Вечер. Родители в своей комнате, перед телевизором.
    Алиса записывает на видео их разговор. Они говорят о том, что Алиса уже взрослая, что пора бы ей завести парня ("странно, что она ни на кого не обращает внимания, такое впечатление, что у неё вообще нет никаких желаний и интереса в жизни").
    Алиса поворачивает объектив видеокамеры на свое лицо и сама себе торжественно обещает, что разговор родителей - начало нового фильма.

    Квартира Алисы. Поздний вечер. Все легли спать. Окна дома напротив освещаются вспышками работающих телевизоров.
    Алиса идёт в туалет. В приоткрытую дверь родительской спальни видит уснувших (вроде бы) родителей. Но вот отец тихонько встаёт, надевает халат, берёт пульт, усаживается в кресло и включает телевизор. Убавляет громкость и ищет эротическую программу.
    Алиса тихонько возвращается в свою комнату, берёт видеокамеру, на цыпочках пробирается к родительской спальне, снимает отца. Его рука под полой халата. Но, похоже, и мама не спит: полуоткрытыми глазами она поглядывает то на экран, то на мужа. Пару раз она негромко стонет, но стон совпадает с происходящим на экране (поэтому муж не оборачивается в её сторону); она закусывает нижнюю губу и отворачивается от экрана... Алиса убегает в свою комнату.
    Алиса одевается. Ставит камеру на треножник, включает запись и принимается эротично, "как в кино", раздеваться.
    Алиса монтирует фильм: отец и мать робко мастурбируют, глядя на стриптиз... собственной дочери (на полу, вместе с одеждой, валяются книжка де Сада и видеокассета с "Империей страсти" или чем-нибудь подобным).
    Будильник "говорит", что пора в школу. Алиса не спала всю ночь.

    Алиса дома. Одна.
    Ей очень скучно. Она прыгает с программы на программу - ничего интересного. Просматривает свои собственные видеоматериалы - надоело. Подходит к окну - и внизу, и в доме напротив всё то же самое, будто по тысячному разу показывают старый фильм.
    Алиса чему-то рада - ее посетила новая идея.
    Она звонит Андрею и (с придыханием, полушёпотом) приглашает его в гости ("все на работе и вернуться нескоро, можно отлично провести время").
    Андрей приходит и приносит бутылку вина. За бокалом вина он признаётся, что всегда был влюблён в Алису. Алиса в ответ заявляет, что и она обращала на него внимание, но... у неё есть одна проблема... сексуального характера... её парень (который навсегда улетел в Африку) любил "насиловать" Алису, и ей это очень нравилось... по-другому, "нормально", она теперь не может, Алиса пробовала пару раз - отвратительно. Андрей (по сути робкий парень) предлагает ей "насилие". Алиса сначала смеётся над ним, затем заявляет, что она будет круто сопротивляться, кричать, звать на помощь, молить о пощаде, но Андрей (если действительно любит) должен "довести дело до конца", иначе он не мужчина и она никогда не простит ему, что открыла свою тайну.
    Андрей соглашается на такую игру.
        - Подумай хорошенько. Я буду сопротивляться всерьёз, по-настоящему. Если ты окажешься таким же сопляком, как и предыдущие...
    Алиса удаляется в свою комнату. Камера неприметно установлена среди игрушек. В руке Алисы пульт для включения видеозаписи.
    Андрей жадно допивает вино и отправляется в комнату Алисы.
        - Подожди-подожди, не сразу. Я хочу, чтоб это было для меня полной неожиданностью. Давай, для начала, просто поболтаем. Иди сюда.
    Алиса забирается на кровать. Андрей на неё набрасывается. Алиса успевает нажать на кнопку записи и откинуть пульт в сторону.

    Андрей ушёл.
    На пододеяльнике - кровавое пятно. Алиса крупным планом снимает его и сама себе радостно говорит:
        - А фильм мы назовём... фильм мы назовём... "Лишение девственности"!!! И это будет хит сезона!
    Алиса перезаписывает происшедшее на видеомагнитофон. Стирает тот кусок, где она смотрит в объектив и откидывает пульт. Стирает и тот кусок, где она после секса истерично смеётся, говорит, что "было чуть выше среднего" и просит Андрея оставить её одну...

    Пришедший с работы отец первым делом включает телевизор. На экране - "изнасилование" Алисы. Отец - ноль внимания. Заходит на кухню мать и замечает, что в телевизоре такой же пододеяльник, как она недавно купила Алисе. Отец приглядывается и говорит, что и "интерьер и актёр ему что-то напоминают". Узнают свою дочь. Понимают, что включена видеозапись. Бегут в комнату Алисы. Алиса с самым безучастным видом смотрит в окно. На расспросы не отвечает. Отец говорит, что Алиса может ничего не рассказывать, что запись говорит сама за себя и "этого подонка он безнаказанным не оставит".
    В вечерних новостях показывают несколько секунд этой записи и арест ничего не понимающего, ещё полупьяного Андрея (Алиса пишет этот репортаж на видео).
    День суда над Андреем. Родители сообщают Алисе, что ей не обязательно присутствовать в зале и давать показания ("дело слишком ясное и однозначное, а для тебя, Алиса, лишняя травма"). Но Алисе во что бы то ни стало нужно снять судебный процесс. Она тщательно переодевается, наводит несвойственный ей макияж, прячет камеру в рюкзак...
    В зале суда никто из знакомых не узнаёт Алису. Никто, кроме подсудимого Андрея. И он кричит ей в лицо:
        - Всё равно я люблю тебя. И готов за эту радость перенести любое испытание.
    Публика в шоке. Прокурор требует самого жёсткого наказания. Кто-то тихо замечает:
        - Прямо как в кино.
    Алиса дома. Прокручивает туда и обратно последнее признание Андрея и плачет:
        - Какой финал.
    Фильм готов... Алисе снова скучно - она потеряла всякий интерес к жизни. Окружающие считают, что это следствие изнасилования, и всячески успокаивают её ("за такие дела на зоне опускают по самые нехочу и глубже"), пытаются развлечь... Алиса всё прокручивает и прокручивает сцену в суде:
        - Всё равно я люблю тебя...
    На глазах Алисы слёзы умиления:
        - Да, любимый, да, это было прекрасно.

    В телевизоре:

    Ток-шоу типа "Моя семья". Герой программы - консьержка из дома Алисы. Консьержка рассказывает, что она жена преуспевающего бизнесмена, любит экстремальные виды спорта, каждую зиму отправляется на европейские лыжные курорты. Присутствующая в студии публика завидует, не верит и осуждает. Консьержка проводит мысль, что жить нужно только для собственного удовольствия.
    Алиса выключает телевизор и спускается к консьержке:
        - А я вас только что видела.
    Консьержка извиняется за враньё: ей срочно нужна дополнительная подработка.
    Алиса приглашает её в гости:
        - Я вам покажу кое-что очень, очень любопытное.
    Консьержка в комнате Алисы.
    Алиса включает видеомагнитофон.
    На экране - окно противоположного дома. Видна голая женщина. Она упёрлась руками в подоконник. Её раскачивает какой-то мужчина.
    Алиса:
        - Я разгадала тайну его смерти. И это не муки творчества, согласитесь.
    Консьержка собирается ударить Алису, но за её спокойным лицом, за её спиной видит работающую видеокамеру. Тишина. Тихо жужжит импортный мотор. Консьержка молча уходит.
    Через неделю в почтовый ящик кидают районную газету: из такого-то дома бесследно исчезла консьержка, которую незадолго до этого многие видели в ток-шоу; заведено уголовное дело. Алиса расстраивается, что этот материал не показали по телевизору. Приходится снимать газетную статью.
     (А консьержка тем временем торопливо собирает свои вещи и приговаривает:
        - Прочь, прочь из этой клоаки. В деревню, к маме…)

    Алиса на лестничной площадке.

    Устанавливает на треножник видеокамеру. Ловит чьи-то окна. Наводит резкость. В объективе... её собственная квартира. Видны родители Алисы.
     (В квартире Алисы: звонок в дверь. Папа открывает. На пороге - "люди в чёрном". Предъявляют удостоверения уголовного розыска. Просят пройти в дом. Объясняют, что по их предположению сценарист из дома напротив погиб по вине Алисы. Нашли присланную на телевидение видеокассету, где видно, как сценарист встречается с различными женщинами, и есть анонимная записка, явно написанная подростковым почерком. Родители Алисы в шоке. На стене висит вырезка из районной газеты, в которой рассказывается о таинственном исчезновении консьержки. Мама замечает эту статью и восклицает:
        - Может, вы ещё скажете, что и консьержка исчезла по вине нашей дочери???
        - Не исключено. Мы бы хотели просмотреть все её видеокассеты и школьные тетради.
    Проходят в комнату Алисы и замирают: на полу лежит нечто, сильно напоминающее взрывное устройство. В наступившей тишине громко тикает привязанный к взрывчатке будильник.
    А здесь, на лестничной площадке (откуда Алиса снимает происходящее в своей квартире) слышен звук работающего в чужой квартире телевизора (голос "новостного" диктора): "... на седьмом этаже прогремел взрыв. По предварительной оценке оперативников разговора о теракте быть не может. Скорее всего, произошла сильная утечка бытового газа. Никто не пострадал. Личность погибшего мужчины устанавливается. Разрабатывается версия, что это был смертник-одиночка, сорока с хреном лет, работающий на ультраправые спецслужбы. Из ГУВД нам сообщили, что задержание прошло успешно." (Или ещё более безумное, но на подобную тему.)

    Лечебница для телеманов, в которой оказалась Алиса.
    Алиса пытается доказать окружающим, что "абсолютно нормальна, что действовала не в состоянии аффекта, а по собственной воле, что псих не сумел бы выстроить столь логичный и стройный сюжет; но главное, если обычные психи просто фантазируют, то она все свои замыслы доводит до идеального воплощения..."
    Её родители (мы думали, что они погибли при взрыве) беседуют с врачом (та самая женщина, чей муж выкинулся из окна); врач объясняет, что если Алиса вернётся к реальности и её можно будет отпустить домой, то в квартире не должно быть ни одного телевизора... "и вообще, нужно избегать всех мест, где может быть телеэкран или плакаты со звёздами кино... лучше всего отправить Алису в деревню..." Вспоминают о дальних "бедных" родственниках в обычной русской деревне (где не поймёшь - XIX век сейчас или XXI); уговаривают пожить некоторое время без телевизора, радио, глянцевых журналов и газет (пока гостит Алиса).
    Алиса в деревне, у родственников, которые спрятали телевизор в чулан, и по вечерам тайком (дабы не травмировать "дитя") пробираются туда, и смотрят, смотрят телек, запивая его водочкой.
    Когда все отсутствуют, Алиса проникает в подсобку, где прячут от неё телевизор. Терзается: включить или не включить? Решается. Быстро щёлкает по каналам. Попадает на программу новостей.

    В новостях сообщают, что осуждённый за изнасилование Андрей, оправдан и освобождён. Кратко рассказывают историю Алисы, вовлекавшей одноклассников в свои жуткие видеоигры. Андрей успевает прокричать:
        - Что бы вокруг не говорили о тебе, я счастлив! Я люблю тебя!
    Алиса выключает телевизор. Садится на пол. Плачет. Сквозь её всхлипы можно разобрать: "Да, я тебе верю... Да, всё, что говорят, ложь... Они всё, всё выдумывают..."
    Вдоволь наплакавшись, берёт тёмную бутыль и через заднюю панель вливает во внутренности телевизора какую-то жидкость ("Пей, птичка, пей, рыбка..."). Когда вернувшиеся родственники его включают, телевизор начинает дымиться и взрывается. Все потрясены происшедшим ("Как же теперь жить-то?").
    И Алиса произносит жизнеутверждающую речь о том, что вокруг столько всего прекрасного и интересного, а вы хотите променять НАСТОЯЩИЙ МИР на какой-то жалкий суррогат. Приехавшие родители понимают, что Алису можно забрать в город. Алиса хочет учиться.

    Диалог в клинике для телеманов (Алиса и пациентка):
    Алиса:
        - Странно, но мне всё кажется, что я тебя где-то видела...
    Девушка:
        - Тссс, не говори никому об этом, я участвовала в конкурсе "Мисс Грудь-как-у-мальчика", по всей стране транслировали...
    Алиса:
        - Не понимаю. Раз все видели, так почему же нельзя...
    Девушка:
        - Так меня за это сюда и упрятали.
    Алиса:
        - За участие в конкурсе?
    Девушка:
        - Не совсем. У меня оказалась самая маленькая грудь. Ну... почти самая маленькая. И я почти победила. И нас отправили в Африку, помогать голодным детям. Понимаешь, мы должны были кормить их бесплатными обедами, раздавать одежду и обувь, играть в игры там всякие, учить грамоте...
    Алиса сочувственно качает головой.
    Девушка:
        - Нет-нет, ты не то подумала. Просто со мной случилась истерика... Знаешь, я, я не победила. Только не рассказывай об этом другим. Мы уже уселись на верблюдов, я улыбаюсь, а тут сообщают, что самой главной будет другая девушка, дочь какого-то известного банкира. Ну, я всё поняла. Ну и закричала, что всё это несправедливо, что у вас всё так делается, что мне главное даже не победа, а помощь детям, а вы думаете только о своих гнусных развлечениях... Как ты догадываешься, они не выдержали всей этой правды и отправили меня. Сюда. А эту... я с ней интервью по радио слышала. Пока сюда ехали. Говорит, что с самого начала не сомневалась в победе. Представляешь?
    Алиса:
        - А мы могли бы сами туда поехать... И сами помочь... Как миссионерки. Представляешь?! Мы - миссионерки!
    Девушка печально вздыхает:
        - Да-а-а... только кто об этом узнает?
        - А у меня видеокамера есть. Мы сами всё сделаем. И отдадим плёнку какому-нибудь независимому каналу. Или, ещё лучше, западному независимому каналу. Они там такие вещи знаешь как уважают?
    Девушка, с надеждой:
        - Правда?

    Дурка, лечение:
    Высадка цветов вдоль дорог и у различных офисов (различные лозунги, приветствия, узоры).
    Арт-терапия: лепка из пластилина, рисование без кисти (пальцы макают в краску, рисуют пальцами).
    Рисовать нужно живые цветы. Врач советует обратить внимание на уникальность цветка, его красоту и хрупкость…
    А пациенты обрамляют цветок рамкой телевизора, выводят телевизионные кнопки, а когда сравнивают рисунки, то обсуждают, у кого телек получился лучше.
     (То же самое повторить на пленере).

     ЕЩЁ ФИШКИ:

    Когда Алиса смотрит в окно, на проезжую часть, то всегда видит одну и ту же картину:
    Автомобили стоят в пробке. Слышны бесконечные автомобильные гудки. Всегда один и тот же джип (будто дурное дежа вю) выезжает на тротуар и пытается прорваться через пешеходов.

    Школьный коридор.
    Перемена.
    Алиса сквозь приоткрытую дверь директорского кабинета видит работающий телевизор. Больше ничего она не видит. Она жадно впивается в телеизображение. Её задевают школьники, кто-то обращается с вопросом, но она ни на кого не обращает внимания.

    Школьная дискотека (в классе).

    Караоке и телевизор, по которому бегут слова песни. Одноклассники Алисы танцуют и по очереди поют. По сравнению с тем, что происходит на экране, в клипе, происходящее в классе выглядит, как кажется Алисе, жалко, "не вкусно". Она одна не танцует, а смотрит на экран.
    Андрей приглашает Алису на медленный танец. Другой одноклассник снимает этот танец на любительскую (у Алисы ещё нет своей камеры) видеокамеру. Алиса почему-то отталкивает Андрея, отходит к стенке и продолжает смотреть на экран телевизора. Тот, что снимал танец на видео, предлагает Алисе просмотреть в глазок видеоискателя сделанную только что запись.
    Алиса берёт камеру и видит в ней - крупным планом - как Андрей трётся ширинкой о её бедро. Она отматывает этот кусок несколько раз назад, останавливает кадр: одно мгновенье видна дырка на чулке (в темноте класса никто не обращает на это внимания). Алиса убегает с дискотеки.

    Супермаркет.
    При входе в торговый зал установлен экран, на котором покупатели, проходя через турникет, видят своё изображение.
    Алиса заворожена этим зрелищем (своей видеокамеры у неё ещё нет).
    Кто-то из охранников спрашивает её, чего она здесь - на самом проходе - встала. Тогда Алиса входит в торговый зал. Быстро выходит и снова входит.
    Она всё входит и входит в торговый зал и смотрит на своё изображение. Сейчас она актриса: то меняет походку, то улыбается, то сама себе приветственно машет рукой...
    Её просят ("Если вы не собираетесь ничего покупать") покинуть магазин.
        - Идиоты. Ничего не видят, ничего не понимают. Только об одном и думают.

    Супермаркет.
    В торговом зале играет мягкая музыка, а над головами покупателей установлены мониторы, на которых можно посмотреть видеоклип.
    Но на мониторе охранника нет видеоклипа, на этом экране видны фрагменты торгового зала. В одном из отделов два тинэйджера закидывают в свои широкие штаны какие-то мелкие товары. Всё это видно на экране охранника. А сам охранник поверх своего монитора смотрит в торговый зал - на экран с видеоклипом (воровства он не видит).
    Всю эту "бытовую" ситуацию Алиса снимает на свою видеокамеру. К ней подходит другой охранник (или менеджер) и говорит, что здесь снимать запрещено.
    Алиса:
        - Класс. Снято.
    Тут же (отойдя в пустой и тихий угол) просматривает отснятый материал.
    Снимает тех тинэйджеров, пробивающих в кассе бутылку воды.
    Тинэйджеры выходят на улицу. Алиса следует за ними.

    Школьный класс. Урок литературы.
    Учительница:
        - Что ж, теперь мы приступим к изучению творчества...
    Её перебивает ученик:
        - Татьяна Фёдоровна, а Большой Норк из "Завоевания Марса", он нравственный или безнравственный персонаж?
    Татьяна Фёдоровна серьёзно задумывается. Смотрит в окно. Класс молча ждёт её ответа.
        - До сорок второй серии Большой Норк был, вне всяких сомнений, высоконравственным героем... Это, знаете, как с Раскольниковым получилось: жил студент, учился, думал, мечтал помочь матери и сестре, а вот взял, и несколькими ударами топора всю свою нравственность вырубил. То же самое произошло с Большим Норком в сорок шестой серии...
    Кто-то из класса:
        - В сорок пятой.
    Учительница:
        - В сорок шестой.
    Несколько голосов:
        - В сорок пятой. На тайном заседании Завоевателей.
    Учительница:
        - На тайном заседании Большой Норк всего лишь получил задание, а решение он принял в сорок шестой. Самое главное, ведь, это личный выбор, проблема выбора. Как бы вам объяснить...
    Алиса, тихо, сама себе:
        - Какие дети. Ничего о жизни не знают.
    (Этот спор должен быть в ключе того кино, что показывают по "нашему" телевизору.)

    В кафе. Алиса с подругой. Пьют кофе и смотрят в работающий телевизор.
    За соседним столиком: какая-то женщина, прощаясь, целует мужчину в щёку и уходит. На щеке мужчины остаётся след губной помады. Алиса пристально смотрит на этот след. Мужчина ловит взгляд Алисы, проводит по щеке, замечает на пальцах губную помаду. Слюнявит пальцы, трёт щёку. Алиса смотрит на него с отвращением и жалеет, что не взяла с собой камеру.

    ПЕРСОНАЖИ:

     Отец Алисы - в прошлом - телемастер, а сейчас - хозяин телемастерской (это даёт возможность как менять телевизоры в квартире, так и вести разговоры в мастерской о "качестве картинки". Пример: Заказчику возвращают починенный телевизор; включают его; на экране - какое-нибудь жуткое происшествие (новости), а мастер и заказчик обсуждают цветовую гамму, частотность, разрешение и т.п., - то есть с наслаждением смотрят на экран; так же можно использовать телевизоры от самых раритетных, от обычных советских, до тайваньских "мыльниц" и до ультрасовременных с каким-нибудь фантастическим дизайном.)

     Мать Алисы - логопед; в частной клинике занимается детьми с дефектами речи. Второе образование - филологическое. Её "пунктик": она не слушает "информацию", но всегда поправляет ошибки говорящего. "Так говорить нельзя!" Эту претензию она высказывает и мужу, и дочери, и консьержке, и продавщице в магазине, и теледиктору, и герою фильма. Но ни самих просьб, ни чужих жалоб не слышит.

     Андрей, одноклассник Алисы - тайно влюблён в Алису (Алиса использует его для своих съёмок)

     Ольга, одноклассница - мечтает "попасть в телевизор", для этого ходит по различным ток-шоу, но так как почти никогда не попадает в кадр, все эти ток-шоу ненавидит. У неё есть кассета, записанная с телевизора, где она, всё-таки, секунд двадцать мелькает на экране (этой записью она сильно достала всех своих знакомых, некоторые уже считают, что она "на телевизионной почве" сошла с ума). Алиса должна вовлечь её в "своё шоу". Но Ольга мечтает, чтобы её увидела вся страна. У Алисы такой возможности нет. На этой почве они расходятся. Ольга совершает поступок (с какими-нибудь "лимоновцами" участвует в акции протеста"), и её показывают в новостях. Алиса обижена, что Ольга не предупредила её (а Алиса не отсняла этот материал). На некоторое время, б.м., Ольга становится центром внимания. Алисе срочно нужно "перехватить пальму первенства" (ей не нужно внимания окружающих, она хочет иметь ДЛЯ СЕБЯ "интересный материал"; можно закрутить в отдельный эпизод: одна мечтает любым способом "попасть в телевизор", другая - во что бы то ни стало снять шокирующую сцену).

     Мужчина из дома напротив - сценарист (об этом станет известно, после его гибели); единственный, кто не смотрит телевизор: он либо за письменным столом, либо с различными женщинами (этими женщинами могут быть и преподавательница Алисы, и консьержка, и клиентка из телемастерской...)

     Женщина из дома напротив - жена сценариста, утром уходит, вечером возвращается. Позже выяснится, что она известный врач из клиники для телеманов.

     Учительница литературы - (любит приводить примеры из жизни либо звёзд, либо телегероев).

     Консьержка - обклеивает подъезд плакатами отечественных звёзд; знает о них все сплетни. Любит подражать (внешне, жестами и интонациями) различным киногероиням. Никто этого не понимает, не замечает, но она всегда рада объяснить: "Точно так же улыбалась Вера Глаголева в фильме "Бедная Сашенька"".

     "Человек из телевизора" (возможный персонаж) - каждое утро по телевизору идёт шоу с "известным" отечественным иллюзионистом уровня Копперфилда (и как Копперфилд он каждый свой новый трюк демонстрирует в новой стране; то он в Китае, то в Европе, то в Африке), и каждое утро Алиса встречает его то в лифте, то в подъезде, то в соседнем магазине (вполне возможно, что программы записывались когда-то давно); Алиса иногда перекидывается с ним вроде бы незначительными репликами, но каждое слово иллюзиониста наполняется для Алисы мистическим смыслом: будто это шифры или тайное руководство к действию. Но нас смущает одна деталь: никто, кроме Алисы, не обращает на него внимания, а когда она разговаривает с ним, случайные свидетели разговора смотрят на одну только Алису, и смотрят с подозрением.

    Вот такой вот текст они сочинили на пару с Соколовским и сами себя опрокинули. А мне что за дело? А мне немножечко (самую малость) грустно быть негром.
        - Будь же тогда негром-альбиносом, негром-альбатросом, негром среди негров, но всегда чужим!!!
    Такая реплика мне приснилась после того, как я махнул на всё рукой. Я стал читать её футурологические изыски в области гендерной психологии. Пассажиры, скользнув по названию книжки, почему-то торопливо от меня отворачивались.

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
Гостевая книга


Комментарии:
_________
1. Имя: Лёха
Сайты лучше? ну, да, существуют, но для сайта, настроенного на передачу креативной энергии творческого человека - да есть ли куда лучше? Ругатели пусть ругают, они заняли свое место, а вещи остаются тем, что они есть.
_________
2. Имя: евсеич (Петро)
Прошу прощения, ошибся. креативная энергия творческого человека. Я просто попытался придать пристойный вид. Один мой знакомый говорил, что назови его пидером, он может и стерпит, а назови его "творческая личность" пару рёбер, да снесет. Снесёт. СлУчаи были. Всё-таки прежде чем писать, надо научится читать.
Миниатюры



    Я никогда не была в закрытой библиотеке, но думаю, что там всё по-прежнему. В узких кругах рассказывают такой анекдот: мыши забрались в монтажную и жуют киноплёнку. "Ну, как?" - спрашивает новенькая. "А, ерунда. Сценарий был лучше".
    Но что мыши делают в закрытой библиотеке?
Проза

    "Ты не Тео ". - говорит он тебе и его кисти становятся ножами и он вонзает их в тебя.
    И ты бежишь и смотришь - за тобой бегут все - павлины, пингвины, цапли, страусы и вороны летят, и ты бежишь, и не можешь тронуться с места. Страх, страх, безысходность…
    Проснуться внезапно, обрадоваться, что это был сон, обрадоваться еще, что сон прошел, понять конец сна, не открывать глаза, потому, что так спокойней. Полежать несколько минут, понять, что все равно нужно вставать, потянуться, открыть глаза, испугаться света, снова закрыть, сесть на кровати, потереть глаза руками, наконец, открыть их, увидеть знакомое, обрадоваться снова, вспомнить, что пора на рынок.
    Они забили, куранты, сколько?
    Девять. Новый день, прелесть.
    Так, одеться, умыться.
Киноэтюды


        - Тетрадки проверяешь?
        - Проверяю.
        - Вот и проверяй.
        - А ещё ты ванну после себя не моешь.
        - После меня она остаётся чистой.
        - Конечно.
        - Послушайте, Лена, я вам говорил, что воспитывался без матери.
        - Ну, так что?
        - Так делай выводы.
    Лена отодвигает проверенные тетрадки. Снимает очки, убирает их в пластмассовый футляр. Берёт со стола свою сумочку, вынимает из неё другой футляр, надевает другие очки. Оба футляра прячет обратно в сумочку.
    Довольная выполненной работой, потягивается.
Гостевая книга

Комментарии:
_________
1. Имя: Aleksandr
Господа писатели, в гостевой ГОСТИ пишут, а не авторы, и Рыбин - плод вашей фантазии - здесь не уместен. Хочь бы мыло ему придумали, а то несерьезно как-то.
_________
2. Имя: Макс
Уважаемые зрители, это уже просто какой-то драйв, принимать себеподобных читателей за виртуальное раздвоение автора.Ну Рыбкин то сам разберется, а тебя Илюша поздравляю, поздравляю.
Миниатюры


    …Но оставили где-то случайно открытым окно, И туда залетел незаметный прозрачный дракон. Непонятно, чем явленно было его существо, Только каждый, кто встретил, навек не запомнил его. Я вот тоже не знаю, зачем вспоминаю о нем. Помню - был полумрак и какой-то запущенный дом, И со сломанной рамой окно не могло затвориться. Ничего не случилось. Щека задержала ресницу, Пробежала щекотка. Ты мягко прижалась ко мне.
    Последний поезд удрал с вокзала, Махнув последним хвостом - вагоном. Он стёр платформы. Пустым оскалом Табло земное зажглось вдогонку. И всё больнее стоять без башни, Когда-то щёлкавшей мир часами, Питавшей семечками дней вчерашних Души желудок с тревог глистами. Кусает горло тревожный кашель, Грызут утробу хвосты событий. И то, что будет - уже не страшно, Накрывший ужас - уже не виден
Проза

    "Ты не Тео ". - говорит он тебе и его кисти становятся ножами и он вонзает их в тебя.
    И ты бежишь и смотришь - за тобой бегут все - павлины, пингвины, цапли, страусы и вороны летят, и ты бежишь, и не можешь тронуться с места. Страх, страх, безысходность…
    Проснуться внезапно, обрадоваться, что это был сон, обрадоваться еще, что сон прошел, понять конец сна, не открывать глаза, потому, что так спокойней. Полежать несколько минут, понять, что все равно нужно вставать, потянуться, открыть глаза, испугаться света, снова закрыть, сесть на кровати, потереть глаза руками, наконец, открыть их, увидеть знакомое, обрадоваться снова, вспомнить, что пора на рынок.
    Они забили, куранты, сколько?
    Девять. Новый день, прелесть.
    Так, одеться, умыться.
Киноэтюды


        - Тетрадки проверяешь?
        - Проверяю.
        - Вот и проверяй.
        - А ещё ты ванну после себя не моешь.
        - После меня она остаётся чистой.
        - Конечно.
        - Послушайте, Лена, я вам говорил, что воспитывался без матери.
        - Ну, так что?
        - Так делай выводы.
    Лена отодвигает проверенные тетрадки. Снимает очки, убирает их в пластмассовый футляр. Берёт со стола свою сумочку, вынимает из неё другой футляр, надевает другие очки. Оба футляра прячет обратно в сумочку.
    Довольная выполненной работой, потягивается.
Гостевая книга


Комментарии:
_________
1. Имя: Лёха
Сайты лучше? ну, да, существуют, но для сайта, настроенного на передачу креативной энергии творческого человека - да есть ли куда лучше? Ругатели пусть ругают, они заняли свое место, а вещи остаются тем, что они есть.
_________
2. Имя: евсеич (Петро)
Прошу прощения, ошибся. креативная энергия творческого человека. Я просто попытался придать пристойный вид. Один мой знакомый говорил, что назови его пидером, он может и стерпит, а назови его "творческая личность" пару рёбер, да снесет. Снесёт. СлУчаи были. Всё-таки прежде чем писать, надо научится читать.
Миниатюры



    Я никогда не была в закрытой библиотеке, но думаю, что там всё по-прежнему. В узких кругах рассказывают такой анекдот: мыши забрались в монтажную и жуют киноплёнку. "Ну, как?" - спрашивает новенькая. "А, ерунда. Сценарий был лучше".
    Но что мыши делают в закрытой библиотеке?
Проза

    "Ты не Тео ". - говорит он тебе и его кисти становятся ножами и он вонзает их в тебя.
    И ты бежишь и смотришь - за тобой бегут все - павлины, пингвины, цапли, страусы и вороны летят, и ты бежишь, и не можешь тронуться с места. Страх, страх, безысходность…
    Проснуться внезапно, обрадоваться, что это был сон, обрадоваться еще, что сон прошел, понять конец сна, не открывать глаза, потому, что так спокойней. Полежать несколько минут, понять, что все равно нужно вставать, потянуться, открыть глаза, испугаться света, снова закрыть, сесть на кровати, потереть глаза руками, наконец, открыть их, увидеть знакомое, обрадоваться снова, вспомнить, что пора на рынок.
    Они забили, куранты, сколько?
    Девять. Новый день, прелесть.
    Так, одеться, умыться.
Киноэтюды


        - Тетрадки проверяешь?
        - Проверяю.
        - Вот и проверяй.
        - А ещё ты ванну после себя не моешь.
        - После меня она остаётся чистой.
        - Конечно.
        - Послушайте, Лена, я вам говорил, что воспитывался без матери.
        - Ну, так что?
        - Так делай выводы.
    Лена отодвигает проверенные тетрадки. Снимает очки, убирает их в пластмассовый футляр. Берёт со стола свою сумочку, вынимает из неё другой футляр, надевает другие очки. Оба футляра прячет обратно в сумочку.
    Довольная выполненной работой, потягивается.
Гостевая книга

Комментарии:
_________
1. Имя: Aleksandr
Господа писатели, в гостевой ГОСТИ пишут, а не авторы, и Рыбин - плод вашей фантазии - здесь не уместен. Хочь бы мыло ему придумали, а то несерьезно как-то.
_________
2. Имя: Макс
Уважаемые зрители, это уже просто какой-то драйв, принимать себеподобных читателей за виртуальное раздвоение автора.Ну Рыбкин то сам разберется, а тебя Илюша поздравляю, поздравляю.
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. экстрим      2004 АПРЕЛЬ-ИЮНЬ №2