Илья Замешаев

   Как кинуть сценариста
заметки к предполагаемому конкурсу с одноименным девизом
эссе
2004
АПРЕЛЬ-ИЮНЬ
№2

 
  

    

    При входе в Жалобную книгу вы заметили такое обращение:

    В СЛЕДУЮЩЕМ ПОЛУГОДИИ МЫ СОБИРАЕМСЯ ПРОВЕСТИ КОНКУРС ЭССЕ ПОД ДЕВИЗОМ "КАК КИНУТЬ СЦЕНАРИСТА". ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ - ВЫСКАЖИТЕ СВОИ ПОЖЕЛАНИЯ В ЖАЛОБНОЙ КНИГЕ.
    ВОТ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ МЫ ХОТИМ УСЛЫШАТЬ ОТВЕТ:
    1. НУЖЕН ЛИ ТАКОЙ КОНКУРС?
    2. ПОМОЖЕТ ЛИ ОН ХОТЬ КАК-ТО СПРАВИТЬСЯ С НЕУВАЖИТЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К РАБОТЕ СЦЕНАРИСТА?
    3. ПРИДАСТ ЛИ КОМУ-НИБУДЬ УВЕРЕННОСТИ ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДОСКИ ОБЪЯВЛЕНИЙ С "ЧЁРНЫМ СПИСКОМ" НЕЧИСТОПЛОТНЫХ КОМПАНИЙ?

    Лично я считаю, что:
    1. Конкурс необходим! (Кинокомпании стали расти как грибы после дождя, и не все они, к сожалению, понимают, что сценарий содержит «позитив» только в том случае, когда сценарист уверен в своей защищённости.)
    2. Нет, не поможет. Перевоспитать заказчика невозможно.
    3. И уверенности конкурс не придаст. Но «чёрный список» (если таковой появится) позволит обходить нам стрёмные конторы (и не наступать гурьбой на одни «грабли»).
    Если считаете иначе, срочно пишите в Жалобную.
     (Мы же сейчас усиленно думаем, «где бы надыбать бабла для призового фонда».)

    Одно время наши продюсеры любили говорить: «В одном месте я видел американскую запись сценария…» Далее - фантазии на тему.
    Теперь же в издательстве «Триумф» вышла книга «Как пишут и продают сценарии в США. Для видео, кино и телевидения»; автор – Скип Пресс, голливудский сценарист. (Из этой книги мы узнали, что требования к записи такие же, как и к дипломной работе, то есть – в основном – формальные! Думаю, что всегда найдётся человек, который поможет хороший сценарий привести в хорошую форму , да и самому не трудно выучиться этому ремеслу.) Скип Пресс говорит, что только вас попросили что-то СДЕЛАТЬ или ПЕРЕДЕЛАТЬ, вы имеете право задать вопрос: А СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?
    Наши продюсеры рисковать не любят. Особенно когда речь идёт о таких малых формах, как, например, сценарий рекламного ролика (где отличная идея столь проста, что выражается несколькими предложениями).
    А вообще, думаю, многие заметили, что когда заказчику выгодно, он говорит: «А вот в Америке…», когда же не выгодно, то: «Ну-у… мы же не в Америке!»

    Предполагаемые требования к эссе: актуальность, проблемность, художественность.

    АКТУАЛЬНОСТЬ. Выдумывать не нужно. Конкретная история (или узнаваемое обобщение).
    ПРОБЛЕМНОСТЬ. Предложение о выходе (желательно позитивном) из сложившейся ситуации. Как вы поняли, что вас кидают, какие шаги предприняли, что это за собой повлекло? (Мне, например, кажется, что нерадивых заказчиков нужно отнести к группе последователей Бен Ладена .)
    ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ. Нужно объяснять? Люди мы пишущие, и всегда хотим, чтобы текст был прочитан и теми, кто от наших проблем далёк.

    В конкурсе могут принять участие как сценаристы, так и писатели, журналисты и те, кого называют копирайтерами.
    Если в конкурсе захотят принять участие продюсеры или юристы, то пункт ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ мы с радостью заменим на ТОЧНОСТЬ. Вот, уже заменили. Ваше эссе будет отредактировано и приведено в читабельный вид совершенно бесплатно.

     (На правах черновика:
    Бумажный журнал «Проза», не имеющий к нам ровным счётом никакого отношения, проводил конкурс на лучшее литературное произведение и выдвигал требование: «оплатить автору 500 рублей за подписку и приложить квитанцию к тексту…» Однажды на «мыло» мне пришло сообщение: «проводим турнир поэтов, победитель будет издан по льготным расценкам». Смешно, не правда ли? Мне известны и более изощрённые «разводки», типа «писатель хочет публикации, а мы чуть-чуть за свою работу", но хотелось бы, что бы о подобных вещах написали вы.)

    Нам нужно ЖЮРИ. А то получится, что я сам объявляю конкурс, сам подбираю девизы и эпиграфы, пишу эссе, называю себя победителем, сам же определяю награду и награждаю, награждаю самого кинутого из кинутых (т.е. себя же поллитровкой и награждаю).
    И, конечно же, у нашего конкурса должен быть эпиграф.
    Предлагаю из двух вариантов выбрать один:

    "Пора уже отлакировать нашу действительность, чтобы она начала подтягиваться до соответствия красивой картинке, которую нарисуют авторы "Российского сюжета"".

    Татьяна Алексеевна Набатникова, писатель, редактор, переводчик; член жюри открытого конкурса "Российский сюжет-2004"
"Продюсеры следят за процессом работы, следят за тем, чтобы правильно расходовали людей... Режиссеров существует страшный дефицит, сценаристы как-то воспроизводятся."

    Наталья Андреевна Сиривля, редактор НТВ

    А теперь то, что мы нашли по теме.
    Статья на www.ruskino.ru (отличный ресурс; раздел «Как защитить…», у нас – КУРСИВОМ – бесстыдно копирован весь текст):

    КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ


    Первый вопрос, который мучит любого автора, получившего предложение отправить свою работу на какой-либо конкурс - а вдруг мою идею украдут? Опасения небезосновательны - вам пришла в голову хорошая идея, вы записали её, вы рассчитываете, что она принесёт вам успех, и вдруг кто-то берёт вашу идею, выдаёт за свою, а вы остаётесь ни с чем. Такое бывает, и по большому счёту от этого не застрахован никто. Говорят, что даже на сюжет знаменитого "Терминатора" претендовал какой-то неизвестный сценарист, и вокруг этого были судебные разбирательства. Выпускать из рук идею всегда риск, но, согласитесь, если её не выпустить, она так и останется всего лишь идеей, похороненной в столе. Вы же не станете запирать в четырех стенах своего ребёнка из опасений, что злые люди украдут его, чтобы разобрать на органы для пересадки?

    Сценарий должен быть показан как можно большему числу заинтересованных людей, должен принимать участие в конкурсах, должен ходить по рукам - только так существует шанс, что когда-нибудь он будет поставлен. Но как защитить свою историю, чтобы в случае посягательства плагиаторов, у вас был шанс отстоять свои права?

    Первый и самый надёжный способ - зарегистрировать свой синопсис или сценарий в Российском Авторском Обществе. Вы приносите в РАО два экземпляра сценария и свой паспорт, платите около 100 долларов, и через месяц получаете свидетельство о регистрации. В случае посягательства на вашу интеллектуальную собственность, юристы из РАО будут отстаивать ваши права в суде.

    Адрес РАО: Москва, Б.Бронная, тел. 203-37-77, 203-32-60


     (Да, я звонил в РАО. Мне честно сказали, что кроме психологической уверенности регистрация ничего не даёт и РЕАЛЬНО ЗАЩИТИТЬ никто вас не сможет. И ещё один способ для психологической уверенности: идёте к обычному нотариусу и оформляете в собственность ЛИСТЫ С ТЕКСТОМ; за каждую подпись и печать нотариуса (на каждом листе) вам придётся заплатить около пятидесяти рублей. При подсчёте увидите, что сумма выйдет чуть меньше ста долларов.)

    Однако в РАО имеет смысл регистрировать только профессиональные синопсисы или сценарии, у которых есть реальный шанс продвижения на кинорынке. Согласитесь, если вы хотите отправить на конкурс несколько короткометражных историй, в которых сами до конца не уверены, тратить на их регистрацию по 100 долларов будет весьма накладно. Как быть в таком случае? Для таких ситуаций существует второй не менее надёжный способ, к которому прибегают многие сценаристы не только в России, но и в Голливуде. Это отправка сценария самому себе заказным письмом. Вы печатаете на титульном листе сценария свой копирайт:

    С) 2003 Николай Петров. Использование ЗАПРЕЩЕНО.

    Копирайт можно также поставить на каждой странице сценария, используя колонтитулы. На каждой странице сценария можно также поставить свою роспись. Далее вы идёте на почту и отправляете сценарий заказным письмом по своему собственному адресу, проследив, чтобы на конверте был поставлен штемпель. Если вы очень боитесь за свою историю, штемпель можно также поставить на нескольких страницах сценария (на почте это делают неохотно, но уговорить можно). Как только конверт с вашей работой пришёл к вам домой и попал к вам в руки, считайте, что ваша история защищена. Любой юрист, специализирующийся по авторским правам, согласится отстаивать вашу интеллектуальную собственность.


     (Для того, чтобы не штамповать все листы: после получения бандероли, ни в коем случае НЕ ВСКРЫВАЙТЕ её, пусть лежит в запечатанном виде до судного дня. И ещё: Скип в своей книге пишет, что у них В Америке документом является даже электронное письмо. Думаю, у нас дело идёт к тому же. Когда ловят хакеров, то заглядывают и на почту. Отправьте письмо другу, самому себе, сохраните при отправке копию письма, попросите заказчика уведомить вас о получении сценария по той же электронной почте. Телефонные разговоры и обещания ничего не значат. Кстати, вы обратили внимание на то, что крупные и уважающие себя конторы всегда находят время на ответ, а только что возникшие, раскручивающиеся, считают такие ответы пустой тратой времени? Но все - как один - повторяют магическую фразу: «Это акулы могут пожирать маленьких рыб, а мы хотим жить в мире. Поэтому…)

    Третий способ защиты, как ни парадоксально, состоит как раз в том, чтобы обнародовать своё произведение на подобном конкурсе. Представьте, что ваш сценарий выставлен на конкурс и прочитан сотней человек, среди которых есть профессионалы кинобизнеса, имеющие достойную репутацию. Сценарий подписан вашим именем, допустим Николай Петров. В базу данных заложены ваши координаты - адрес, телефон, имейл, краткие сведения о вас. И вот сценарий крадут... Появляется Вася Пупкин, который выдаёт ваше произведение за своё собственное. Но мир кино очень тесен, и несколько человек с достойной репутацией могут сказать - минуточку, а не является ли автором этой истории Николай Петров? Возникает разбирательство, и дорога в мир кино может быть заказана Васе Пупкину надолго, если не навсегда.

    И ещё. Кража идей чаще происходит на той стадии, когда на бумаге ничего нет. Автором является тот, кто ПИСАЛ историю. Вы можете носить в себе блестящую идею для сценария, но если вы поделитесь ей с приятелем, а приятель напишет синопсис и зарегистрирует его в РАО - ваши претензии к приятелю будут необоснованны. По закону приятель является автором и правообладателем истории, и вы не можете ни на что претендовать. Кражи написанных историй происходят гораздо реже. "Рукописи не горят", и написанный сценарий это уже материальный объект, украсть который может оказаться себе дороже. А вдруг историю читали какие-то влиятельные люди, а вдруг о ней многим известно? Украсть написанный сценарий - значит подвергать риску свою репутацию, а репутация в кино, как и в любом бизнесе, значит подчас дороже денег. И в России это тоже начинают понимать. Так что не бойтесь отправлять свою историю на конкурс. Этим вы не только увеличите шансы сценария на постановку, но и дополнительно защитите своё авторство.


    _______________________

    Одно время во ВГИКе висело такое бездарное объявление:

     «Адрон Качаловский объявляет конкурс на лучший сценарий для сериала. Сценарий-победитель будет экранизирован и показан на ведущих российских каналах. Присылайте свои работы по адресу: качаловсий-собака-инфо-ком.»

    У Качаловского должен быть офис. У офиса – адрес и телефон. У конкурса – тема, сроки проведения и деньги, выделяемые под сценарий. В объявлении должно быть указано контактное лицо, что отвечает за прочтение вашего сценария.

    Известные мне сплетни:
    Сейчас все охотятся за заказом на сериал. У сериала должно быть своё особенное лицо. Должны быть четко расписаны двенадцать пилотных серий + синопсисы «на всякий случай». И директорская фантазия выдаёт: «Актёр среднего возраста не может найти работу. Он пускается во все тяжкие. В каждой новой серии пьер-ришаровский горемыка устраивается на новую должность… Объявляйте конкурс». Есть тема, есть адрес и телефон, названы суммы, что вы получите при удачном располажении звёзд. Каждая серия расписана просто супер. Но нашему директору говорят: сейчас это неактуально. И директор ищет ещё одну тему, объявляет ещё один конкурс. Здесь можно надеяться до бесконечности.

    Другая ситуация. У компании уже есть сценарий, готовый к запуску. Но сердце подсказывает продюсеру: не хватает самой малости – пары улётных фишек, неожиданного выверта и глубины… Что он делает? Объявляет конкурс (но не фишек к сценарию, а тематический конкурс сценариев). В такой ситуации есть шанс, что хотя бы запомнят ваше имя (и когда-нибудь пригласят в соавторы).

    Надеюсь, что поисковые системы скрыли от талибов наши заметки.
    Некоторые считают, что если вы будете утверждать, будто вас кинул Качаловский или Бадарчук, то, во-первых, вам никто не поверит, а во-вторых, вы сами себе перекроете кислород. Может быть. Но такой скромный человек, как Параджанов, утверждал, что если боитесь назвать имя вора, то просто выйдите на площадь и кричите: меня обокрали! Обязательно найдётся тот, кто подтвердит вашу правоту и назовёт ИМЯ ВОРА.

    Законы, которые нужно разыскать:

    ПАТЕНТНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 07.02.03)
     (Закон, Президент РФ, № 3517-I, от 23.09.1992)

    ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ 1 (РЕДАКЦИЯ НА 10.01.03)
     (Закон, Президент РФ, № 51-ФЗ, от 30.11.1994)

    УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 04.07.2003.)
     (Закон, Президент РФ, № 63-ФЗ, от 13.06.1996)

    ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ (РЕДАКЦИЯ НА 27 ИЮЛЯ 1995 Г.)
     (Закон, Президент РФ, № 5351-I, от 09.07.1993)

    О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
     (Постановление, Верховный Совет РСФСР, № 5352-1, от 09.07.1993)

    В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
     (Письмо, Высший Арбитражный Суд РФ, № С-13/ОСЗ-317, от 19.10.1993)

    О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ТОПОЛОГИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ (РЕДАКЦИЯ НА 09.07.2002)
     (Закон, Верховный Совет РСФСР, № 3526-1, от 23.09.1992)

    Через поисковик (не помню адреса) можно найти такое занятное чтиво:
    b>Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.). П
    оможет ли оно нам, неведомо. Но для общего развития ознакомиться с документом необходимо (конвенция учла даже анонимные публикации).

    Статья на www.ruskino.ru ©

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
Гостевая книга


Комментарии:
_________
1. Имя: Лёха
Сайты лучше? ну, да, существуют, но для сайта, настроенного на передачу креативной энергии творческого человека - да есть ли куда лучше? Ругатели пусть ругают, они заняли свое место, а вещи остаются тем, что они есть.
_________
2. Имя: евсеич (Петро)
Прошу прощения, ошибся. креативная энергия творческого человека. Я просто попытался придать пристойный вид. Один мой знакомый говорил, что назови его пидером, он может и стерпит, а назови его "творческая личность" пару рёбер, да снесет. Снесёт. СлУчаи были. Всё-таки прежде чем писать, надо научится читать.
Экстрим

    Она жила в гостиничном номере. В номере был коридор. Коридор поклеен обоями (следует подробное описание рисунка). На кровати покрывало, на покрывале - узор. Но я не помню, что изображал узор... Перед кроватью - коврик, на коврике - орнамент. Может быть, я зря прослушал цвета и завитки орнамента? В ванной комнате - полотенца, и на них - абстрактная вышивка. И так далее, пока я не перебил:
        - Так что в твоём сне происходило?
        - Ты что, не слушаешь? Я уже двадцать семь минут пытаюсь вспомнить всё, что происходило... В другой комнате были шикарные тяжёлые шторы, такого, знаешь, тёплого, тёмно-болотного цвета...
Миниатюры


    …Но оставили где-то случайно открытым окно, И туда залетел незаметный прозрачный дракон. Непонятно, чем явленно было его существо, Только каждый, кто встретил, навек не запомнил его. Я вот тоже не знаю, зачем вспоминаю о нем. Помню - был полумрак и какой-то запущенный дом, И со сломанной рамой окно не могло затвориться. Ничего не случилось. Щека задержала ресницу, Пробежала щекотка. Ты мягко прижалась ко мне.
    Последний поезд удрал с вокзала, Махнув последним хвостом - вагоном. Он стёр платформы. Пустым оскалом Табло земное зажглось вдогонку. И всё больнее стоять без башни, Когда-то щёлкавшей мир часами, Питавшей семечками дней вчерашних Души желудок с тревог глистами. Кусает горло тревожный кашель, Грызут утробу хвосты событий. И то, что будет - уже не страшно, Накрывший ужас - уже не виден
Проза

    "Ты не Тео ". - говорит он тебе и его кисти становятся ножами и он вонзает их в тебя.
    И ты бежишь и смотришь - за тобой бегут все - павлины, пингвины, цапли, страусы и вороны летят, и ты бежишь, и не можешь тронуться с места. Страх, страх, безысходность…
    Проснуться внезапно, обрадоваться, что это был сон, обрадоваться еще, что сон прошел, понять конец сна, не открывать глаза, потому, что так спокойней. Полежать несколько минут, понять, что все равно нужно вставать, потянуться, открыть глаза, испугаться света, снова закрыть, сесть на кровати, потереть глаза руками, наконец, открыть их, увидеть знакомое, обрадоваться снова, вспомнить, что пора на рынок.

    Они забили, куранты, сколько?
    Девять. Новый день, прелесть.
    Так, одеться, умыться.

Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Жалобная книга
E-mail
Гостевая книга


Комментарии:
_________
1. Имя: Лёха
Сайты лучше? ну, да, существуют, но для сайта, настроенного на передачу креативной энергии творческого человека - да есть ли куда лучше? Ругатели пусть ругают, они заняли свое место, а вещи остаются тем, что они есть.
_________
2. Имя: евсеич (Петро)
Прошу прощения, ошибся. креативная энергия творческого человека. Я просто попытался придать пристойный вид. Один мой знакомый говорил, что назови его пидером, он может и стерпит, а назови его "творческая личность" пару рёбер, да снесет. Снесёт. СлУчаи были. Всё-таки прежде чем писать, надо научится читать.

 наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. эссе      2004 АПРЕЛЬ-ИЮНЬ №2