Proza5  2005 АПРЕЛЬ-ИЮНЬ №2

И. Купреянова

Киноэтюды

Увольнение,
или дом с привидениями

(сценарий для короткометражного фильма)


    1. Серый зимний день. Городское межсезонье.
    Вокзал. Перрон. Из поезда выходят пассажиры.
    Среди прочих - молодой человек в военной форме, с большой дорожной сумкой через плечо. Это Слава. Он выходит из поезда, помогает какой-то старушке вынести ее багаж. Ставит свою сумку на перрон, оглядывается.
    Слава бодр, весел, обаятелен. Видимо, его должны встречать: он внимательно вглядывается в лица встречающих, выглядывает кого-то в толпе.
    К старушке подходят родственники, навьючивают на себя ее кошелки и уходят. Старушка сердечно прощается со Славой.
    Слава закуривает.
    Перрон пустеет.Слава закидывает свою сумку на плечо и идет к вокзалу.
    На вокзале он покупает телефонную карточку; находит автомат, набирает номер.


    2. Длинный коридор в трехкомнатной квартире; в коридоре горит свет. Справа и слева от входной двери – вешалки; подставки для обуви. Направо дверь в комнату, детская коляска, холодильник; налево – две двери, между которыми тумбочка с телефоном. В конце коридора - ванная комната; дальше коридор заворачивает направо, к кухне.
    Из кухни идет бабушка с миской в руке. Зовет кота: "Кис-кис".
    Дверь справа приоткрывается. В коридор выходит огромный пушистый кот. Потягивается.
    Звонит телефон. Бабушка стоит рядом с телефоном, но никак не реагирует на звонок. Она все зовет кота. Уходит на кухню; кот важно шествует за ней.


    Телефон звонит. К телефону никто не подходит.


    3. Слава слушает длинные гудки, смотрит в зал ожидания: не появились ли встречающие.
    В центре зала стоит красивая девушка, у ее ног - чемодан. Девушка растерянно смотрит на идущих мимо; она грустна.
    Слава смотрит на девушку. Кладет телефонную трубку на рычаг и направляется к девушке.
    Но ему наперерез идет восточный мужчина с огромным букетом роз. Мужчина вручает девушке букет, приобнимает ее. Они уходят, целуясь на ходу.
    Слава резко меняет траекторию движения. Направляется к выходу.
    На улице слякать, мокрый мелкий снег.
    Слава садится в такси.
    За окнами проплывает город.


    4. Кот выходит в коридор, вылизывается после обеда. Направляется в комнату, из которой вышел.
    Бабушка на кухне моет посуду: шумит вода.
    Похоже, что здесь, на кухне, бабушка и живет. У стены - диван. На диване корзинка с вязанием, спицы. В одном углу полка, задернутая занавеской (на этой полке лежат бабушкины вещи). В другом углу к стене пришпилены фотографии: молодая Бабушка с тремя дочками-близнецами и Дедушка, военный. На другой фотографии: уже старая Бабушка, Мама, Отец, Дочь, Сын. Отец тоже в военной форме. В Сыне можно узнать Славу. Над фотографиями - икона с горящей лампадкой.
    Бабушка расставляет вымытые тарелки по двум разным шкафам. Две одинаковые тарелки: одна целая, другая - с щербинкой. Первая отправляется в новый шкаф; вторая - в старый буфет...


    5. Слава снова звонит по телефону-автомату. Слушает гудки. В кабинке на полке стоит коробка с тортом, на полу – большая дорожная сумка. Слава держит под мышкой бутылку вина.


    6. В коридоре звонит телефон, но к нему никто не подходит.


    7. В комнате Отца беспорядок. Работает магнитофон: слышны сектантские песнопения (баптистские или адвентистские, или евангелистов седьмого дня, и им подобные). Слева от двери в комнату – холодильник, на котором – бейсбольная бита; кресло с наваленной на него одеждой. Над креслом на стене картинка с тропическим пейзажем. За креслом – мешок то ли с книгами, то ли с бутылками, то ли с картошкой.
    Вся следующая стена занята шкафом. Книги (собрания сочинений советских лет, приключенческие книги, детективы в мягких истрепанных обложках, любовные романы, рекламные проспекты, книжки религиозного характера, учебники английского, испанского, немецкого); аудиокассеты, некоторые из которых испорчены: с полки свисают порванные магнитофонные ленты. Кассеты – с попсовыми и блатными песнями, и также с курсами иностранного языка. Здесь же на полке – мыльница, истертая зубная щетка, зубная паста, одеколон, грязная сковорода, тарелки, чашки со старой заваркой, столовые приборы, кастрюля с кипятильником, прожженные прихватки… Посуда, книги, кассеты и безделушки – все находится не на своем месте. На столик, что стоит у шкафа, подстелена газета; здесь – пепельница, полная бычков из-под "Беломора", блокнот, ручки, мобильник, книжка стихов Г.Лорки на испанском, железная миска с остатками пельменей, обильно политых растительным маслом и пересыпанных перцем, а также тюбики с кремами, таблетки.
    Третью стену занимает большое окно. На окне решетки: первый этаж. На подоконнике стопками лежат книги. Под окном – туземный барабан.
    У четвертой стены стоят тумбочка с музыкальным центром и огромная двуспальная кровать. Кровать не заправлена, постельное белье сбито. На кровати лежит Отец.
    Отец небрит, вид у него осунувшийся, больной; нечистая рубашка, застиранные тренировочные, поясница перевязана шарфом: радикулит.
    Он слушает песнопения, подпевает, когда хор повторяет за гуру-заводилой некоторые фразы. На стене над кроватью кривовато висит черно-белая фотография, оформленная в рамку: Отец, еще молодой, уверенный в себе, обаятельный, в военной форме на фоне океана и пальм, в обнимку с кубинцами танцует какой-то танец.


    8. Телефон в коридоре звонит, но никто к нему не подходит.


    9. В комнате Дочери работает телевизор.
    По телевизору идет триллер: кто-то кого-то жестоко бьет, истошно кричит девушка, которую вот-вот изнасилуют.
    Дочь смотрит в телевизор пустыми, сухими и жестокими глазами. Ей совсем не жалко истязаемой девушки. Дочь медленно ест виноград. В какой-то момент начинает казаться, что дочь еле заметно улыбается.
    Дочь сидит, с ногами забравшись на диван. Дочь беременна; она на последнем месяце. Перед диваном - модный столик на колесиках с вазочками из "Икеи"; в вазочках - орехи, сухофрукты...
    Эта комната намного меньше отцовской. Здесь царит порядок, как в операционной.
    Телевизор стоит на тумбочке. Здесь же видеомагнитофон и полка с видеокассетами. У этой же стены трельяж и шкаф. На дверце шкафа на плечиках висит белоснежный медецинский халат.
    В стене напротив двери – также окно с решеткой.
    У третьей стены стол. На столе фотография Мамы, перед которой - ваза с тремя тюльпанами и электрический чайник. Над столом книжная полка. Здесь книги по медицине, гинекологии. На полке фотографии: Дочь и ее муж – восточный человек, на фоне полотна: постановочная фотография из ателье. Они же – в Крыму. Они же в больнице – оба в медицинских халатах.


    10.Телефон в коридоре еще два раза звенит и замолкает.


    11. Дочь нажимает на кнопку пульта, экран телевизора меркнет. Становятся слышны песнопения из комнаты Отца.
    Дочь отталкивает послушный столик на колесиках.
    Ее ноги попадают в пушистые тапочки. Дочь, сбросив укрывающий ее плед, оказывается в таком же пушистом халате, под цвет тапочек.
    Она берет со стола электрический чайник. Подходит к двери, достает из кармана халата ключ, открывает дверь и выходит в коридор.
    На кухне бабушка продолжает мыть посуду, тихо напевая.
    Дочь становится за спиной Бабушки и демонстративно ждет, пока Бабушка уступит ей место у раковины.
    Бабушка оборачивается, замечает Дочь и, виновато улыбаясь, уступает ей место. Но Дочь фыркает и уходит в ванную.
    В ванной набирает воду в чайник.
    Ванная абсолютно пуста. Здесь нет ни полотенец, ни зубных щеток на полке перед зеркалом, ни мыла.


    12. Дочь входит в свою комнату, закрывает дверь на ключ.
    Ставит электрический чайник на подставку, нажимает кнопку...
    Из комнаты Отца слышны песнопения, поэтому Дочь, нажав на пульте "PLAY", ставит звук на максимальную громкость. Раздается холодящий душу визг девушки из телевизора.


    13. Бабушка стоит у зарешеченного окна, плачет.
    Она находится в комнате Сына. Здесь кровать, стол и шкаф. На стене постер Терминатора. На кровати - кот.
    Бабушка громко шмыгает носом. Открывает форточку. Проходя мимо стола, протирает на нем пыль краем фартука.


    14. Слава идет через двор.
    Кто-то кладет руку ему на плечо.
    Слава оборачивается и видит перед собой своего старого друга под зонтиком. На зонтике - пальмы и обезьяны с микки-маусами. Оба рады.
    Они идут к пустой детской площадке. Друг забирает у Славы бутылку.


    15. Бабушка на кухне протирает плиту.


    16. Чуть захмелевшие Слава и его друг сидят под детским грибком. Курят. Молчат.


    17. Бабушка ставит на плиту чайник.


    18. Слава входит в подъезд. Долго ищет ключ от почтового ящика. Открывает почтовый ящик. На пол падают многочисленные листки. Среди рекламок - неоплаченные счета за телефон, электричество, газ и проч., и телеграмма: "Буду во вторник. Поезд номер двадцать семь. Полдень. Слава."
    Слава усмехается.


    19. Слава долго звонит в дверь, не отрывая пальца от звонка. Но никто ему не открывает. Тогда Слава находит ключ и открывает дверь ключом.
    Он входит в дверь. Включает в коридоре свет.
    В квартире тишина. На вешалке справа - пальто бабушки. На вешалке слева - шуба Дочери (она же сестра) и мужское пальто; на подставке для обуви - мужские начищенные ботинки.
    Слава разувается. Ботинки его грязны.
    Из двери справа вальяжно выходит кот.
    Слава хватает кота и начинает его целовать.
    Подходит к двери Отца. Толкает дверь, но она закрыта на ключ. Это удивляет Славу.
    Дверь сестры тоже заперта. Слава приникает ухом к двери: там явно кто-то есть, слишится тихий смех. Слава стучит. Смех замолкает.
    Из кухни раздается резкий свист.
    Слава вздрагивает от неожиданности. Идет на кухню.


    20. Кухня. На плите стоит чайник. И свистит.
    На диване сидит бабушка и вяжет ползунки.
    Бабушка улыбается, утешенная мечтами.


    21. Славина рука выключает газ.
    Чайник замолкает...

наверх>>>

Copyright © 2003-2005 TengyStudio All rights reserved. 2005 АПРЕЛЬ-ИЮНЬ №2