Рыба    Комиксы    Трубочка для гашиша

   Рыба

проза
2003
ФЕВРАЛЬ
№2

 
  

    В позднем автобусе, следующем из Москвы во Владимир, едут три датых мужика; все места заняты, пассажиры спят, освещение полностью отключено (полный равнинный беззвездный мрак, даже тусклые желтые лампочки-ночники умерли), шумят только эти трое, а я злюсь на себя, что не могу уснуть под чужой, пустой, но зачем-то захватывающий мое внимание треп.

    Меня обволакивают то запах из пакета (и задохнувшейся в нем) колбасы, то водочный перегар (по тридцать рублей бутылка), то кислый пивной дымок, - всем скопом усиливающие полусонное холодное раздражение. Мужики спорят. Важно, что они плохо знают взятую тему, иначе бы спора не получилось бы. На какой трассе расположен Муром? На такой-то. Врешь, ошибаешься, я тебе говорю, что... А я пойду сейчас и уточню у водителя. Сходи-сходи, может поумнеешь. Путая подлокотники и плечи, вернулся.
    Вот один из них проспорил бутылку водки, которую обязательно купит на Владимирском вокзале. Мы проехали Лакинск? Нет. А я говорю - проехали, да-а-а-авно проехали. Этого не может быть, я совсем, по-твоему, что ли? Поди, спроси у водилы.

   Проехали!!! И теперь тот, что в предыдущем споре был прав, свою еще не купленную бутылку проспорил обратно. Закрываю глаза и принимаюсь мучать себя такой задачей: сколько в итоге получится пузырей? Возможные ответы: ноль, то есть нисколько, чего не может быть; один; два. Сначала выиграл, затем проиграл, все остались при своих, ноль. Но я выиграл бутылку, ты ее обязательно купишь, отдашь мне, а я тебе ее тотчас верну. Вот у нас и выйдет пол-литра водки. Верно? Нет. Пока я буду покупать ту, первую бутылку, что проспорил я, ты успеешь приобрести проигранное тобой. Ведь не факт, что ты проспорил именно ту самую бутылку, что должен купить я. Таким образом у нас сразу получается литр: синхронно покупаем, синхронно обмениваемся, синхронно выпиваем.

   С таким, приблизительно, размышлением я добирался уже на местном разбрызганном автобусе из Владимира в Суздаль. Привычное русское занятие: считать выпитое соседями.

   При выходе из местного театра висит коробочка для пожертвований, а на столе - журнал для отзывов. В коробочке иногда оказывается детская бижутерия, а в журнале - благоглупости взрослых и их трудновыполнимые, противоречащие друг другу пожелания. Когда же властительница моноспектакля выходит к Торговым рядам и играет на самодельных гуслях. в ее широкополую шляпу нередко падают иностранные монетки. Однажды встретился скупой цент будто бы наивных американцев, а однажды - алюминиевая денежка с иероглифом; на нее, говорят, в Китае можно купит приличный керамический чайник. Но вернемся в столицу.

   Музей-усадьба Кусково, полчаса ходьбы от моего дома. У ворот есть лоток с сигаретами, палатка спиртных и прохладительных напитков, а в жаркие дни привозят разноцветное мороженое. К ограде примыкает искусственное озеро, которому только-только исполнилось 250 лет.

   По другую сторону, там где раскинулся кусковский лесопарк, сидят на скамейках пнях местные бродяги из близлежащих домов, а на раскладных. словно зонтики. стульях, на бетонном берегу - неторопливые рыбаки.

   Вот один из них на крючке своей браконьерской донки вытаскивает подлещика. Но рыба, даже издали видно. и не думала заглатывать наживку, похоже, что она просто проплывала мимо, по своим подводным делам, и попалась под горячую руку по чистой случайности: смертельный крюк зацепил ее за верхний плавник, жертва трепыхалась поперек. перпендикулярно леске. как на рыночном безмене. Завистливые соседи подняли суд: считать ли рыбу пойманной? Счастливчик нехотя утверждал, что раз подлещик уже в подсачнике, значит пойман, прочие же гудели одно: за плавник рыбу никто не цепляет, это не по правилам и такого не бывает. За честный улов не считаем и т.д. и т.д. и т.д..

   Поумничаем: Барт убедительно доказывает, что зазор между авторским "я" и "я" повествователя, между мной самим и моим рассказчиком никогда не исчезнет. Ладно, оставим скользкую тему, поумничали и хватит.

   А вот история, достойная пера Сигизмунда Кржижановского: молодая пара заглянула - занять денег на хлеб - к соседу. Сосед же оказался не просто добрым человеком. но и заядлым рыбаком (или наоборот: заядлым и добрым), и вместе с требуемой суммой дал свежепойманного карпа. Когда девушка карпа разделывала, то обнаружила в требухе женское украшение - платиновую подковку.

   Драгоценность не продали, но годы текли и текли и уперлись, будто в плотину, в развод (зачем нужны такие сравнения?). Мужчина потребовал подкову себе. Его довод: если б я тогда не предложил... Ее довод: если бы рыбу разделывал ты, то моя находка вместе с внутренностями отправилась бы в мусоропровод, так что... На шум прибежал и сосед: карпа я вам дарил, помню, а вот этот кулон - нет, не дарил... Здесь история заканчивается. Но она все-таки продолжается: судья предложил за ювелирку баснословные деньги, которые спорщики счастливо поделили и разошлись с миром. Никто, кроме судьи не знал, что украшение, когда порвалась цепочка, слетело с шеи его любовницы-утопленницы. Подкова теперь вправлена в перстень, но по-прежнему узнаваема.

   Смотрится в узкое зеркальце некая Оля, временно оставшаяся без жилья. Но вот она сняла очередную квартиру, забрала баулы с бессмысленными шмотками, а тяжелый телевизор оставила.

   В телевизоре есть кнопка, убирающая звук. Нажимаешь - и полностью вырубается звук, а б с о л ю т н а я тишина. Мне нравится наблюдать смену картинок. Иногда я им помогаю радиоволной или какой-нибудь любимой кассеткой. Эдакий бесконечный видеоклип. Лежу, плюю в потолок, проваливаюсь в чудовищный зазор, возникший между литературным героем и актером, исполняющим Раскольникова под дудук Гаспаряна.

   Периодически возвращающийся профессиональный сон: и д е а л ь н ы й текст. Перед глазами, на расстоянии читаемой книги, словно лента конвейера раскручивается свиток шириной листа А-4, на нем - четкие печатные буквы. Сносок нет, не бывает, они не нужны. Я не читаю и телепатически смысла не улавливаю, но вижу чисто графически, вижу, что разворачивающееся передо мной повествование - совершенно. Сновидение возникает, когда доволен черновиком, когда работа перешла на уровень отделки, вычеркиваний, но... где мне взять такой великолепный и вместе с тем простой шрифт, что заставляет пробуждаться с чувством утраты, утраты самого, самого-самого важного.

   Мой друг Петр уверяет меня, что рыба - вполне прочитываемый фаллический символ, а другой Петя, бородатый лысеющий семит (но тоже любитель поддать), убежден, что рыба - символ Христа, и ничего более. Оба твердят: однозначно. Мне же известно, что "рыба" - на музыкальном жаргоне - белиберда, набор звуков, напоминающих слова, но лишенные всякого смысла. Но как все это объяснить кусковскому рыбаку?
Завтра пойду в парикмахерскую. Подстригусь налысо. Куплю тяжелые ботинки.
наверх>>>

   КОМИКСЫ

   - Знаешь, каждый раз, как вхожу в гримерные. боюсь, почему-то. наткнуться на презерватив, - говорит, отправляясь спать, Поля, а утром я обнаруживаю на кухонном столе записку - стройный короткий росчерк поверх моего ночного черновика: "С добрым утром! Очень понравился твой рассказ. Заварила последний чай. Прости. Опаздываю на работу."

   Бывший Симонов монастырь; подворье патриарха Всея Руси Алексия Второго; здесь же - приход глухонемых и слабослышащих. Через пару недель Пасха, а на всей территории такой свинарник, будто дворника с четырнадцатого века не найти. Есть, разумеется, старший дворник, но за ту денежку, что он получает. можно собирать под оградой бутылки да сминать, притоптывая, жестянки. Вот и наняли срочно двух ханыг, т.е. Петьку и меня, и выдали рукавицы, носилки, вилы и грабли, грабли и вилы.

   Вилы особенно пригодились: в самом темном, неприглядном, недоступном солнцу углу тихо тлел древний бомжатник: спрелые спрессованные ковры (настоящие домашние ковры, циновки, дорожки 0, штаны, пальто, полупальто, куртки, женские неперегнивающие колготы, раритетные бюстгальтеры, коллекция носков и... рюмок.

   Нас кормили бесплатными "монастырскими" обедами с отличным чаем (отец Петр, настоятель, любил и знал толк в заваривании). а вечерами выплачивали по сто пятьдесят рублей каждому (мне и Петьке, - из большого черного полиэтиленового пакета выгребали мелочь. точно пересчитывали, сортировали, делили). Мы еще воровали из трапезной припрятанную для гостей и церковных праздников водку (немецкий "Распутин", кабардино-балкарская "Москва Златоглавая", левая "Посольская"), и силились понять природу возникновения нового мусора (его ни то что не убывало, а за прошедшую ночь делалось приметно больше). Причина оказалась проста и банальна: в бывших кельях и когда-то страшных подвалах разместились так называемые коммерческие организации (от туристического бюро до столярных мастерских, - что-то около тридцати штук), они-то как раз и не ведали, где искать мусорный контейнер, потому от отбросов освобождались по-азиатски - в окно да за порог.

   От той полупьяной уборки сохранились у меня две фаянсовые кружки без ручек, с изображением - поверх эмали - бледно-розовых вишенок.

   Последнее задание доводит Свету до истерики: какая-то ткачиха на каком-то швейном конкурсе выигрывает какой-то, вероятно дорогой, автомобиль.

   - Вот темя для твоего репортажа. Езжай.

   Одинокая однокомнатная квартира, одинокая сорокалетняя женщина, которую необходимо разговорить и выудить, вытащить из нее нечто неординарное. любопытное, вызывающее если не зависть, то хотя бы мимолетный интерес.

    Лет двадцать назад приехала в Москву, в институт не поступила, домой возвращаться не очень-то и хотелось, пошла на фабрику, да так и осталась на ней до сегодняшнего дня. Сначала общежитие, затем вот эта вот обещанная квартира, чего рассказывать-то? - "Вы пишите, что вам нужно, а мне все равно".
   - Но в жизни-то вашей происходит... что-нибудь... интересного?
   - Интересного? Да. Гуляем с соседкой в парке. Раньше скучновато было, а теперь она собаку завела, с собакой всякое случается. Вельветом зовут. Такса такая, помесь с пуделем, кажется, я не разбираюсь.
   - Ну, а как автомобиль выиграли?
   - Не знаю. Полгода начальство твердило о всяких там подарках. А когда время приспело, надо же кому-то их раздавать. Ну и дали самым ветеранам, без прогулов, тихим. Одна у нас получила стиральную машину. Не очень большая и бесшумная. С подключением. Удобно. Вы бы к ней съездили, у нее семья большая, три мужа, двое детей, дочь в Австралию за аборигена вышла..
   - А вы?
   - Что я?
   - Рады?
   - Чему?
   - Машине.
   - Ой, боюсь я за нее, все в окно выглядываю: как кошка какая-нибудь прыгнет, тут же сигнализация орет. Как бешеная.
   - И водить вы не умеете?
   - Нет.
   - А может пойти на курсы вождения?
   - Вот вы и пойдите. Вместо того, чтобы советы давать. Я их знаете, сколько в своей жизни слышала. А вы молодая, у вас все впереди, вот купили бы у меня эту игрушку, а то, глядишь, соржавеет раньше. Или сопрут.
   - Да у меня таких денег нет.
   - То-то и оно. И у меня нет. А я в этом ничего не понимаю.
   - В чем?
   - В продажах. Вещь-то дорогая, обмануть могут.
   - А что с деньгами делать будете? Новая мебель, или отпуск, или путешествие? Вы же о чем-нибудь мечтаете?
   -Ой. Продать бы для начала. А с деньгами, тьфу-тьфу-тьфу, знаю, что делать, справлюсь, не хуже других ведь.

   Беседа длилась более трех часов. Несколько раз Света выходила в туалет, а хозяйка на всякое автомобильное завывание выглядывала в окно.
наверх>>>

   Трубочка для гашиша

    Сашка, когда ездила в Чехию, привезла мне в подарок маленькую непальскую трубочку для курения гашиша.

   Обычно я забиваю в нее табак из окурков. Прима, сигареты без фильтра, сигареты гостей, а марихуана и гашиш, как сказал бы поэт. нам только снятся. Думал, рассчитывал, что п о ч т а л ь о н избавит меня от наваждения (читай "Ирландского почтальона"), но к о м н а т а вернулась. Я избавлялся от нее повестью...

   Пустая комната, дверь за спиной, одно цельное окно от пола до потолка. за которым кроме меняющегося неба ничего нет. Обои без узоров, мягкого. светло-серого. напоминающего ангорскую шерсть цвета. Под ногами может быть (а может и не быть) ковер, может быть плотный звуконепроницаемый ворсяной или джутовый палас, чуть темнее обоев, и если с рисунком, то трудноразличимым, того же все серого цвета. Допускаю невысокий подоконник, на котором - в старом глиняном горшке - ветвящийся суккулент, иногда называемый "обезьяньим", но чаще - "денежным деревом". Валяются отпавшие и давно высохшие лепестки. Так задумывалось еще до постройки, еще до выбора штор, о которых говорить здесь не будем.

   Можно бесконечно долго сидеть на полу и смотреть либо на рост растения, либо на проплывающие рядом облака или тучи (если они сегодня есть). Подарок психоаналитикам: ночное небо всегда беззвездно.
Люстра, бра, тяжелые гардины или простые занавески отсутствуют, потому настроение гостя сильно зависит от смены естественного освещения.

   Иногда можно наблюдать ослепительный и сам в себе переплавляющийся шар (ярко-золотой, с серебряным обручем), но чаще - густую завесу снегопада, которым ненавязчиво создается ощущение полусумрака...

   Вот странный тест, суть которого пока не совсем ясна: представление в воображении своем объема. Знаю, что такое теснота. Вот мысленно раздвигаю стены, приподнимаю потолок, приподнимаю, но наступает момент, когда понимаешь, что все, предел, дальше двигать нельзя, дальше - неожиданное возвращение дискомфорта и беспокойства. То есть существует, значит, какой-то оптимальный объем, параметры, соотношение высоты с горизонтальными метрами, и их следует осознать и учесть. Скажем так: некто ограбил банк, удачно спрятал деньги, лет двадцать отсидел в тюрьме, а выйдя на свободу, отстроил себе расточительный дворец. И что? Ютится в чуланчике, в подсобке, вместе с вениками и ведрами. В прочих помещениях хозяину страшно. Мысль проста: нечто идеальное, давным-давно лелеемое, но однажды точно воплощенное в реальности, способно у самого творца вызвать отвращение. Желаемое обернулось обманом, очередной иллюзией, призраком, сохраняющим свои достоинства лишь в мире выдумки, фантазии...
   ...И ты соскальзываешь, соскальзываешь в бесконечный космос якобы бесполезных слов; начинаешь доказывать, что что-то таится, мерцает между ними, что-то или кто-то под подоплекой самой банальной истории то ли тревожно, то ли ехидно хихикает. Слова, принимая вид светляков, соблазнительно подмигивают, гаснут и вновь вспыхивают, и уводят, уводят в непролазные дебри, и ты уже не в состоянии вспомнить дорогу к абсолютно пустой комнате с бесшумным ворсом и неразборчивыми стенами; движешься по наитию, забредаешь то на тропы, то на вырубки, то на чужие афоризмы, то на заросшие бурьяном поляны. Земляника, черника, уж, еж, сыроежка. Словам только повод дай, а они, путаясь друг за друга корнями, вывернут сами себя наизнанку, сначала вырвутся из перегноя, затем уже вывернутся. А вот избушка лесника. Или лесовика. Или неказистого и невзрачного оборотня-лешего. Берлога, скроенная все из тех же забитых слов. Так я однажды попал на одну эстетскую вечеринку. где наивно и глупо поделился фантазией о комнате. Да: лучше бы молчал! Лучше бы нарисовал на двери загогулину, а любопытным сказал бы так:
   - Иероглиф, защищающий от лис. - Все равно бы никто ничего бы не понял.
  Выпили еще. Меня понесло:
   - Бонсай, в том виде, который мы имеем у себя на компьютерных столиках, вывели... немецкие селекционеры, в тридцатые годы двадцатого столетия, в эпоху прихода фашизма к власти. Понимаете? Для карликовых людей - эдакие послушные карликовые деревца.
Завтра пойду в парикмахерскую. Подстригусь налысо. Куплю тяжелые ботинки.

24 октября 2001 года

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Гостевая книга
E-mail
Миниатюры


    ...хочется так многого, но она не решила что именно, зачем, она не знает как, не помнит - за что и почему.
Проза
Эссе


     Популярный в начале двадцатого века теософ Рудольф Штейнер в своей работе "Мистерии древности и христианство" доказывает, что Христос вынес тайный смысл мистерий в мир. Скажем так: до этого суть религиозного действа была известна узкому кругу жрецов, посвященных, остальные же участники обряда, народ, могли лишь догадываться и толковать о мистическом значении того или иного знака, движения, слова и т.д. Иисус Христос, по мысли Р. Штейнера, совершил революцию, актуальный прорыв: тайное знание опрокинул в быт, в повседневность. Посвятил непосвященных. Жизнь простого смертного (принявшего учение Христа) превратилась в беспрерывную Мистерию. Тот, кто принял Евангелие, сделался свободным. С этого момента ты сам решаешь - какие поступки тебе совершать или не совершать, но, самое главное, за действия (и помыслы) несешь
Киноэтюды


Старый осенний парк. Палая листва. Аллея. Пруд. Плавающие утки. Скамейка. На скамейке два незнакомых друг другу человека. За их спинами проходит туда-сюда мама с коляской. Один из сидящих - бомжового вида, довольный собой и жизнью мужик. Рядом с ним початая бутылка портвейна, колбаса. Он неторопливо крошит для голубей хлеб, бросает крошки у самых ног. Второй - неприметный, аккуратный, ничем не примечательный тип. Рядом с ним лежит скрипичный футляр.
Гость номера


Всех раздражает моя давняя подруга Ира. Она упертая, учи ее не учи; когда мы сюда переехали, я вошла в класс и сразу ее выбрала. В Бендерах у меня тоже была подружка Ира, подобного типа, темненькая, роста небольшого правда, но в общем ничо. После девятого класса я поступила в сельскохозяйственный колледж - мы с Иркой как-то разбежались. Конечно, пересекаемся раз в год, но она стала такая скушная, долго не могу с ней находиться. Сегодня трезвонила мне целый день, а мать не могла ничего придумать, умища-то много, "Она спит",- говорит. И ходит вокруг кровати, и ноет, и ноет, ненавижу: "Оля замуж вышла, Соня замуж вышла, Юля на работу устроилась, Вера замуж вышла..." Ей всегда было наплевать, как я живу.
Явилась не запылилась. Лысая. Шмотки роскошь, а носить-то ведь не умеет, ходит, как чувырла, ни вкуса, ни запаха. У нее собачка такая прикольная, дворняжка, не то Танго, не то Танька. Тоже мне, Япония.
Экстрим


Тесное пространство сцены. Слева, если смотреть из зала, просторный письменный стол, справа - кровать, по центру - стул. По ходу действия нам понадобятся птичья клетка, телевизор, телефон, пишущая машинка, компьютер, круглый стол с двумя табуретами,револьвер, бутылка шампанского, веревочные качели, мужской манекен, ворох роз (можно заменить воздушными шарами).
Миниатюры


    ...хочется так многого, но она не решила что именно, зачем, она не знает как, не помнит - за что и почему.
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Гостевая книга
E-mail
Миниатюры


    Податливая река, плавно уплывающая к горизонту. Черная кромка леса, точно разделяющая пустоту недостижимых небес и этот уютный, теплый, соблазнительный край. Родинки далеких птиц. Сухое бревно. Оставленное рыбаком пепелище. На переднем плане - любовно выведенные, сверенные с ботаническими пособиями пестики и тычинки. Но и при беглом просмотре мы видим, что маэстро катастрофически не хватает иронии. Крепкая рука, наклон, композиция, все такое - и: беззащитный, богом забытый и в сущности никому не нужный пейзаж.
Проза
Эссе
Киноэтюды


    Проводив их взглядом, коммерсант решает вернуться в кафе, к приятелю-художнику. Движется неторопливо, о чем-то, вероятно, размышляя. Думка его подкрепляется, противоречивой мимикой и жестами, иногда задевающими прохожих. Есть даже некоторое сходство ни то с глухонемым, ни то с внезапно ополоумевшим. Но вот он резко останавливается, смотрит - глазам своим не верит: в кофейне за столиком сидят художник и старая подруга коммерсанта. Художник что-то увлеченно трет, она мило улыбается, кивает. (По-прежнему мелькает тип с мобильником.)
Гость номера
Экстрим


Ряд мужчин лицами к зрителю. Черные очки, черные костюмы, белоснежные воротники. Руки скрещены на уровне паха. Один из них расслабился, снял очки, бросил их на пол, повернулся спиной к зрителю.




Гостевая книга







E-mail



наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. проза      2003 ФЕВРАЛЬ №2