ДЖА НИЧЕГО НЕ ДАСТ
( РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ "РАЗБОР МИФА" )
эссе
2003
ФЕВРАЛЬ
№2

 
  

     1.
Популярный в начале двадцатого века теософ Рудольф Штейнер в своей работе "Мистерии древности и христианство" доказывает, что Христос вынес тайный смысл мистерий в мир. Скажем так: до этого суть религиозного действа была известна узкому кругу жрецов, посвященных, остальные же участники обряда, народ, могли лишь догадываться и толковать о мистическом значении того или иного знака, движения, слова и т.д. Иисус Христос, по мысли Р. Штейнера, совершил революцию, актуальный прорыв: тайное знание опрокинул в быт, в повседневность. Посвятил непосвященных. Жизнь простого смертного (принявшего учение Христа) превратилась в беспрерывную Мистерию. Тот, кто принял Евангелие, сделался свободным. С этого момента ты сам решаешь - какие поступки тебе совершать или не совершать, но, самое главное, за действия (и помыслы) несешь ответственность, ответственность перед Господом, ответственность без посредников. Приму эту теорию и на ее основе разовью некоторые собственные соображения (конспективно). Как показывает история, болшинству не нужны ни Свобода, ни Смысл, ни вытекающая из них Ответственность. Легче, когда глобальные вопросы решаются за тебя. Отсюда тяга человека найти Гуру, который уверенно скажет, что хорошо, а что плохо. Гуру, который обещает понести наказание за твои поступки. ("Наказание перед Кем?" - "А это не мое дело, и так забот полно.") Это, на мой взгляд, первая причина, возвращающая человека к до-христианской мистерии (язычеству, которое украшает себя приставкой нео-). Вторая причина не менее важная (а в психологическом отношении более сильная): гордыня, что вечно жаждет избранности. А всякое необщедоступное знание, тайное знание, позволяет считать себя посвященным, избранным, особенным. Вот суть возникновения множества сект (кружков, клубов по интересам, тайных сообществ и - даже - политических движений). Моя избранность теперь требует внешних проявлений - особой атрибутики и особого ритуала. Позволю взять в пример... наркоманов.

     2.
"Торчок в России больше, чем торчок". Это правда. Он в своем роде сектант. О водке он скажет: "Бычий кайф", а о пьющем ее: "Рожденный пить - торчать не может". Более того, потребляющий препараты природного происхождения всегда с презрением посмотрит на потребляющего химию, а последний в свою очередь заметит, что марихуана, что чай одинаково бессмысленный кайф. Встречаются, разумеется, и полинаркоманы, но это такие же потерянные люди, как верующие сразу во всех богов. Принятие препарата всегда инициация, приобщение и к тайне и к клану. Обращение непосвященного всегда большое событие. Мистерия начинается с того момента, как наркотик (кайф или беду) нужно раздобыть, а завершается, вероятно, разговором или воспоминанием. (У "продвинутого" миста это действо уже непрерывно; оно завершается смертью.) Творится мифология, создается образ как культурного героя, так и его антагониста (в его роли чаще всего выступает Мент или Власть). Там, где препарат готовится из суммы ингридиентов, каждый из участников вспомнит, что когда-то он пробовал настоящий кайф, а если речь идет о банальной траве, то... в прошлом году привозили афганку... а мне однажды довелось попробовать индийского плана, вот это было... Кстати говоря, всякий неофит ведет повествование от первого лица, продвинутый пользователь всегда скромнее: мне один человек рассказывал... знакомый моего знакомого, который кинулся от передоза в девяносто четвертом...
Неофит собирает информацию по интересующему его предмету; знает некоторые фильмы, литературу, легенды, сплетни, имена авторитетов... Его старший наставник выглядит неучем: "Чего читать-то? Эксперементировать нужно..." В мистерию включается и настроение участников, и случайные слова и происшествия, и сегодняшняя погода. В "Обществе Любителей Смертельных Дозняков" культурным героем является каждый. Но это уже отдельная песня.
Для подтверждения того, что наркоманы не являются единым сообществом с общей коммуникацией, приведу некоторые цитаты из последнего номера "Факела" (9, 2002):
"Создание мифа и хорошие инвестиции в его распространение - вот рецепт успешного продвижения любого продукта на рынке. Очень часто подобным образом формируется имидж тех или иных наркотиков... Характерным примером того, насколько далек образ от реального продукта, является миф о кокаине в современной поп-культуре... Кокаин - самый богемный и элитарный наркотик. Его употребление для многих является выражением высокого социального статуса. Люди с удовольствием приняли правила игры, и кокаин занял прочную нишу в категории вещей, являющихся атрибутами богатства, власти, и силы... Миф 1. Кокаин - самый дорогой наркотик... Миф 2. Кокаин - изысканный, гламурный, светский наркотик... Миф 3. Все паранойи и депрессии из-за того, что кокаин плохой, а вот есть настоящий, чистый и от него ничего не бывает... Миф 4. Кокаин - природный, и поэтому относительно безвредный..." (Для нашей работы достаточно; суть ясна: потребляющий кокаин настолько избранный, что вряд ли признается в том, что он самый что ни на есть обычный наркоман, торчок, и не более.)
Филлип К. Дик в своем романе-исследовании "Помутнение" описывает персонажа, который однажды в своей наркотической галлюцинации увидел ДВЕРЬ, ЗА КОТОРОЙ БЫЛ ИСТИННЫЙ СВЕТ, - открыть ее и войти персонаж испугался, но все последующие разы он принимал препарат только ради того, чтобы вновь эту дверь увидеть. Здесь речь уже идет не о получении удовольствия, не о простой физиологической потребности, но о мистическом эксперименте, если угодно - о действительной инициации и приобщении к Мистерии.Через эту ступень проходит подовляющее большинство наркоманов, на чем бы они не торчали (исключение б. м. те самые полинаркоманы, которые озабочены просто получением кайфа, формула "торчок в России больше, чем торчок" к ним не относится, они равны самим себе). Особняком (как истинные культурные герои) стоят люди, прошедшие через опыт восприятия ЛСД (даже Олдос Хаксли, принимавший преперат в чисто научных целях причислен к разряду полубогов не из-за своих трудов, но благодаря двум точным словам: Двери Восприятия). Суть кислотного сообщества наиболее точно передал Том Вулф, современник Керуака, Берроуза, Кизи, автор великолепного "Электропрохладительного кислотного теста". Позволю себе несколько обширных цитат:
"В воздухе, в самой атмосфере жизни Проказников, присутствовало нечто в высшей степени р е л и г и о з н о е, и все же нащупать это было невозможно. На поверхности была всего лишь группа людей, которые обретали необычное психическое состояние, опыт восприятия ЛСД..."
"В о с п р и я т и е - самое подходящее слово!.. оно все ставило на свои места. И в самом деле, ни одна из великих фундаментальных религий - христианство, буддизм, ислам, джайнизм, иудаизм, зороастризм, индуизм, - ни одна из них не начиналась ни с философского каркаса, ни даже с главной идеи. Все они начинались с потрясающего опыта н о в о г о в о с п р и я т и я , с того, что Иоахим Вах называл "восприятием, на которое способны святые", а Макс Вебер - "одержимостью божеством", ощущением сосуда божественного, Всеединого..."
"Иисус, Мани, Заратуштра, Гаутама Будда - в самом начале лидер не сулил тесному кругу своих приверженцев ни лучшей доли в загробном мире, ни усовершенствованного общественного строя, ни какой-либо награды, кроме некоего "психологического состояния здесь и сейчас", как выразился Вебер..."
"В большинстве случаев, согласно священным книгам и легендам, это происходило наподобие мгновенной вспышки. Магомет постится и размышляет на склоне горы близ Мекки, и - в с п ы ш к а! - экстаз, величайшее откровение и зарождение ислама. Заратуштра пригубляет у дороги напиток "хаома" и - в с п ы ш к а - ....... - зарождение зороастризма. Савл Тарсянин идет по дороге в Дамаск - в с п ы ш к а! - и он слышит глас Божий и становится христианином..."
"То, что все они видели во вспышке, было выходом из того ужасного положения, в которое попадает к а ж д ы й ч е л о в е к."
"Все современные религии да, коли на то пошло, и оккультные науки, толкуют об Ином Мире - будь то мир Брахмы или мир летающих тарелок, - которого не способен увидеть серый, рациональный мир. Этот - так называеиый, друзья! - "рациональный мир". Если бы только им, мамаше-папаше-дружку-сестренке, милым-но-замшелым, дано было познать к а й р о с , высочайшее мгновение... В ходе истории в и д е н и я истолковывались по-разному: как следствие эпилепсии, самовнушения, изменений в обмене веществ ввиду длительного поста или же действительного вмешательства богов - или наркотиков; зороастризм зародился в огромной ванне, наполненной напитком "хаома", который являлся тем же, что и индусский "сома", и, бесспорно, был наркотиком..."
А вот и подтверждение моей мысли:
"Внутри религиозного круга вопрос общественного положения всегда решался просто. Мир был строго и без затей поделен на "посвященных", то есть испытавших ощущение божественного сосуда, и огромное большинство "непосвященных", "немузыкальных", "несозвучных". Или иначе: л и б о в ы в а в т о б у с е, л и б о в н е а в т о б у с а ."
Том Вулф цитирует Иоахима Ваха:
"Звание члена круга предполагает полный разрыв с обычными жизненными устремлениями и радикальное изменение общественных отношений. Семейные и родовые узы, а также узы верности различного рода общественным установлениям были, по крайней мере временно, ослаблены или вовсе разорваны."
Достаточно. Позволю себе поставить между Сектой и Наркотиком знак равенства (в той системе координат, где человек знает, но отказывается от Свободы, предложенной Христом).
Третья причина, по которой человек может отказаться (или бояться) от свободы: тоска по раю. Об этом пишет Мирча Элиаде в работе"Мифы Сновидения Мистерии":
"В более или менее сложной форме райский миф встречается по всему миру. Кроме основного райского элемента - бессмертия - он всегда включает ряд характерных черт. Эти мифы можно разделить на две основные категории: во-первых, это мифы, которые говорят о чрезвычайной близости, существовавшей изначально между Небом и Землей; и, во-вторых, те, которые ссылаются на конкретные средства связи между Небом и Землей."
В нашем случае средством связи является Наркотик. Реже - гуру, Шаман. В романе Вулфа таким культурным героем, таким шаманом выступает Кен Кизи (он не только знает что нужно окружающим, знает когда это лучше, он же заведует Наркотиком и его распределяет, выдает). Мирча Элиаде (в той же работе):
"...интересно отметить, что шаманы при помощи специальных технических приемов пытались подняться над теперешним состоянием человека - состоянием человека согрешившего - и вновь войти в состояние первобытного человека, описываемое в райских мифах. Мы знаем, что среди всех других посредников священного в архаических обществах шаманы, прежде всего, являются специалистами по состоянию исступления. Благодаря способности входить в экстаз - то есть потому что он может, по желанию, покидать свое тело и предпринимать мистические путешествия по всем областям космоса - шаман является исцелителем и проводником душ, а также мистиком и провидцем."
Что ж, все это была только присказка, теперь начинается сказка . Перехожу к разбору мифа.

     3.
Выше я в общих чертах показал, что всякий Наркотик диктует свои правила игры. Теперь хочу более подробно остановиться на разборе растаманской мифологии.
В грубой форме сказка звучит так:
"Джа создал рай, засеял его ганьжей, поселил парочку растаманов и сказал:
- Я удаляюсь по своим делам, а вы живите здесь радостно, пыхайте травку, плодитесь и размножайтесь. Только один совет вам даю: не пробуйте ни героина, ни других тяжелых наркотиков. И ушел. А растаманы в свое удовольствие удалбывались коноплей, плодились и размножались. Пока не явился дьявол. Он сказал:
- Что же вы так по-детски отрываетесь? Попробуйте-ка вот это. Это настоящий кайф.
Те кто попробовали, обменяли все свои фенечки на новую фишку, даже от хайров своих и дрэдов отказались и отправились на поиски герыча. А те, кто помнили совет Джа, так до сих пор в раю и пребывают, неторопливо забивают косяки, варят молоко, устраивают сейшена да растят бэбиков." (О вторичности и аллюзиях говорить не стану.) Первое, что бросается в глаза: сами слова (сленг) обращены к посвященным. Второе: тот, кто пребывает в традиции (не отказываетися от марихуаны), существует если и не в раю, то в беспрерывной Мистерии - он знает, что пока запрет не нарушен, Джа его бережет. Третье: все другие наркотики ведут к грехопадению, уводят из рая. Другие наркотики, если и не от дьявола, то в любом случае принадлежат другой секте, неверным. Нарушение запрета ведет и к потере внешних атрибутов - фенечек, прикида, хайров. Потеря атрибутов выкидывает тебя из ритуала в мир, ты становишься беззащитен. Ты принимаешь то, что в мистическом смысле тебе неведомо, в связи с этим выпадаешь из традиции.

     4.
Существует, кстати, версия (вполне серьезных, авторитетных дядек), будто человек произошел не просто от обезьяны, но от свихнувшейся обезьяны: в какой-то момент она попробовала какого-то зелья и сознание ее изменилось. Теперь человечество оказалось в подобной ситуации (это долгий разговор и не по данной теме): для того, чтобы перейти на принципиально новую ступень развития, нам всем следует удолбаться специально разработанным препаратом. Те, кто откажутся от инициации, будут по отношению к новому современному человеку находиться приблизительно в том же состоянии, что и несвихнувшаяся обезьяна - к нам. (Бродский: "... верх возьмут телепаты, буддисты, спириты, препараты, фрейдисты, неврологи, психопаты. Кайф, состояние эйфории, диктовать нам будет свои законы. Наркоманы прицепят себе пагоны. Шприц повесят вместо иконы Спасителя и Святой Марии. Душу затянут большой вуалью. Объединят нас сплошной спиралью. Воткнут в розетку с этил-моралью. Речь освободят от глагола. Благодаря хорошему зелью, закружимся в облаках каруселью. Будем опускаться на землю исключительно для укола. Я уже вижу наш мир, который покрыт паутиной лабораторий. А паутиною траекторий покрыт потолок.") Но я ухожу далеко в сторону. Поставив ранее знак равенства между Наркотиком и Сектой, теперь приравняю к ним... Информацию. Общераспространенный и упорно повторяющийся миф о том, что в наш век без информации жить невозможно, - воспринимается мной все в том же ключе: увод от свободы. Звучит парадоксально. Всякий мне возразит, что как раз наоборот: без информации человек несвободен. Что ж... а я посмею уподобить компьютеры, телевизоры, радио, магнитофоны обычному медицинскому шприцу, а получаемую их посредством "информацию" - наркотику. И увижу, как социум рассыпается на массу сект, тихо торчащих на политике, катастрофах, сериалах, сплетнях, курсах (не будем обсуждать, что и погодные условия, и поглощаемая пища, Наркотик, и чей-то ошибочный звонок на ваш телефонный номер являются своего рода информацией, речь сейчас веду о сообщениях социального характера)... Скажем так: вся общедоступная информация является информацией мертвой, не ведущей, не приводящей к никакому конкретному, преобразующему действительность действию.(Всеобщая тяга к информации, что наблюдается во всем цивилизованном мире, похожа на глобальное порабощение.)

     5.
(Из учебника по культурологии "Аспекты культуры: Классика и Современность"; Статья Г. К. Пондопуло "Современная культура (Историческая эволюция новоевропейской культуры)", стр. 52-53:) Глобальный характер господство культиндустрии приобретает в период трансформации постиндустриального общества в информационное. В результате срастания культиндустрии со средствами информации не только традиционные формы культуры, но даже новые массовые ее формы начинают утрачивать свой духовный потенциал. Ярчайшим примером в этом отношении может служить история возникновения и практика современного шоу-бизнеса, являющегося, по существу, духовным наркотиком, который практически "стирает" все признаки личности, в результате чего "массовый человек" трансформируется в "человека толпы".

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
Гостевая книга
E-mail
Миниатюры


    Одинокая ночь. Бутылка вина. Хрустальный бокал. Дождь за окном. Целый ливень. Последняя, как всегда, сигарета. Догорающие свечи. Бессмысленный телефон. На подоконнике - увядающие ромашки. Ветер. Такси. Бульвар. Неоновые огни. Лучезарные улыбки. Кокаиновый занюх. Ресторан. Та-а-ак, а что по другой программе? Отсвет неверной луны. Лестница. Скрипнула и приоткрылась дверь. Неумолимо приближающиеся шаги. Несколько выстрелов. Море крови. Телефонный звонок. В ответ - скрип сопротивляющейся ветру фортки. Рука, подносящая к огню свечей чужую рукопись. О ужас: бутылка почти пуста.
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим


Тесное пространство сцены. Слева, если смотреть из зала, просторный письменный стол, справа - кровать, по центру - стул. По ходу действия нам понадобятся птичья клетка, телевизор, телефон, пишущая машинка, компьютер, круглый стол с двумя табуретами,револьвер, бутылка шампанского, веревочные качели, мужской манекен, ворох роз (можно заменить воздушными шарами).




Гостевая книга







E-mail



Миниатюры


    Податливая река, плавно уплывающая к горизонту. Черная кромка леса, точно разделяющая пустоту недостижимых небес и этот уютный, теплый, соблазнительный край. Родинки далеких птиц. Сухое бревно. Оставленное рыбаком пепелище. На переднем плане - любовно выведенные, сверенные с ботаническими пособиями пестики и тычинки. Но и при беглом просмотре мы видим, что маэстро катастрофически не хватает иронии. Крепкая рука, наклон, композиция, все такое - и: беззащитный, богом забытый и в сущности никому не нужный пейзаж.
Проза
Эссе
Киноэтюды


Ранее, ранее серое утро. С двумя тяжелыми пакетами и рюкзаком пересекает двор сборщик бутылок. Исчез. Пусто. Пробегает стая собак. Последними бегут самые мелкие шавки и усердно прихрамывающий на переднюю лапу пес. Эту картину наблюдал из окна своей кухни человек с футляром. Он плотно вцепляется в подоконник, смотрит вслед удаляющейся стае, касается лбом оконного стекла, неосторожно роняет с подоконника вазу. Ваза с неприятным для утренней тишины грохотом разбивается. Человек продолжает тупо стучаться лбом о стекло. Появляется заспанная красивая женщина. В халате. Усаживается за стол. Закуривает. Включает радиоприемник. Крутит ручку настройки. Останавливается на затихающем блюзе.
Гость номера
Экстрим


- Интересно: любовь рождает фантазию, или фантазия - любовь? Вопрос прост лишь на поверхностный взгляд. Большинство не задумываясь ответит: любовь. Ладно, оставим высокие материи в стороне. Похоть рождает фантазии. Так. Но и фантазии способны разбудить похоть. И она является неизвестно откуда, неизвестно в каком виде: бесплотная, эфемерная, подозрительная. Так. Возьмем сны... Возьмем классические, придуманные Фрейдом сны. Если цензура и так пропускает секс, зачем тогда... масса обычных, земных, бытовых прибамбасов, которые толковать символично и стыдно, и глупо. Придется признать, что всякий предмет...




Гостевая книга







E-mail




 наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. эссе      2003 ФЕВРАЛЬ №2