|
Купреянова
Бумажные лошадки | гость номера 2003 ЯНВАРЬ №1 |
||
Ходят слухи, что мой папа ест маленьких девочек. Поэтому нам пришлось бросить бабушку и срочно из этого города убегать. А я здесь родилась. И бабушка утверждает, что папа ест не детей, а глупых тетей. Значит, мама испугалась. И почему он не съел до сих пор маму? Я знаю, почему. Могу сказать. Она совсем не глупая и совсем не тетя. Просто ей очень стыдно за папу. И мы едем в поезде. И поезд въезжает в тоннель. Из-за чего происходит такой грохот, что кажется, что наш вагон вот-вот развалится. И я засыпаю. Мне снится мой детский садик. И няня выстраивает нас в очередь. И появляется мой папа с ножиком, вилкой и салфеткой у подбородка. И говорит:
И вот мы в новом городе. И нам надо идти на вокзал встречать бабушку. У нас в садике есть один мальчик, у которого за такие дела посадили в тюрьму сначала папу, а затем старшего братика. Будет грустно, если я тоже останусь совсем одна. Вот и бабушка. Она привезла семь или восемь чемоданов. Никак не может вспомнить, и все ругается на маму. А мне кажется и так много. И не понимаю: как она смогла погрузить в поезд столько, что мы теперь втроем не можем утащить? Хотя я не в счет. Свой маленький рюкзачок я забыла дома. Не подумала.
Бабушка тоже заблуждается. Или это ей соседка Люся сказала. Потому что когда собирались мы с мамой, Люся уверяла меня, что мы едем в город-музей, а в музеях никто не живет. Но бывают ведь музеи, в которых живут мумии, такие забинтованные мертвецы. Фу. Это город совсем-совсем не такой. Здесь много живых людей, есть два магазина, киоск "Союзпечати", школа, Дом Культуры, много церквей и даже музей. Вот в нем-то точно никого нет, мы заглядывали. Хотя смотрительница (это такая тетя, которая следит, чтобы из комнат какие-нибудь маленькие девочки случайно не унесли с собой ЭКСПОНАТ. Иногда она кричит: "Пальцами не трогать!")... А я знаю, мечта моей бабушки устроиться продавщицей в киоск. Она могла бы тоже выучиться кричать: "Пальцами не трогать!" Иногда у нее такие штуки хорошо получаются. Я бы ходила к бабушке в музей, и она бы мне по секрету разрешала трогать экспонат. Не понимаю, как можно прожить жизнь и не разу его не потрогать. Хотя бы разочек! Но бабушка хочет в киоск. У нее СТАЖ. Вечером к нам в гости пришла художница Лена, новая мамина подруга в клетчатых брюках, вся из себя несчастная, в очках и с крысой в кармане. Красивая. После третьей рюмки она обычно принимается ДЕКЛАМИРОВАТЬ. А я тоже написала стихотворение. Вот оно:
Лучше лягу и засну. Крыса станет танцевать, А я крысу не люблю. Лена сразу сказала, что у меня есть ТАЛАНТ. Но его нужно постоянно развивать. А мама, как ошпаренная, почему-то закричала на Лену: "Не надо ничего развивать! За талант жизнь бьет по голове." А Лена зачем-то добавила: "А-га. Пыльным мешком." А бабушка, выйдя из туалета, произнесла свою коронную фразу: "Пороху вы не нюхали, вот что." Про порох она вспоминала только в самых значительных случаях. Мне понравилось, как они все встрепенулись. Лена даже бутылку спрятала. Бабушка, конечно, заметила, но виду не подала. Она гордилась тем, что в юности была женою чекиста и вела себя, как Шерлок Холмс. Когда я пошла в школу, мама про мой талант вспомнила. Она гладила меня по голове и убеждала директора, что "девочка очень талантливая, очень одаренная, что ее стихи даже Лена переписала в свою тетрадку." Директор сказала: "Таланты мы поддерживаем." А я не удержалась и поправила: "Таланты нужно развивать." Директор внимательно посмотрела на меня, помолчала и как рявкнет: "Молодец!" Голос Любови Ивановны плавал между рядов, и я со страхом думала о том, что ничего не понимаю. Мальчик рядом нарисовал во всю страницу число: 11 января, и начал его разрисовывать звездочками не отрывая руки. Раньше я не догадывалась, что такое возможно. Вдруг Любовь Ивановна остановилась за моей спиной и застучала по моей тетрадке. На ее узловатом, как старая смородиновая ветка, пальце болтался, но никогда не соскальзывал, перстень с хрусталиком, в котором отражался и подпрыгивал весь наш класс, только вверх тормашками. Я сначала сидела как зачарованная, затем - как заколдованная, и все никак не могла понять, кого спрашивают и что нужно отвечать. А у моей мамы перстень с малахитовым камушком от сглаза. А в одном фильме таким же перстнем, как у Любовь Ивановны, ТЕХАССКИЕ ВЕДЬМЫ НАВОДИЛИ ЧАРЫ НА ГОРОД, а ночью разворовывали машины.
Я пришла домой рано. Поела конфет, взяла бутерброды и включила телевизор, пока бабушка не вернулась из киоска. Шла программа "Молодые дарования". Это, значит, про меня. Сначала показывали, как гимнастка уронила обруч и ее все успокаивали, а затем я увидела очень смешного человечка, который вытаскивал из ушей публики теннисные шарики. Люди удивлялись. И я приняла решение во что бы то не стало стать клоуном. И я записалась в цирковой кружок. У Моисея Евсеича совсем нет бровей, зато есть две жены и четверо детей. Уборщица после наших занятий говорит, что "У Муси еще две жены в другом городе, а он бьет баклуши, чужих детей всякой дребедени научает, а по вечерам пьет." Это неправда. Он вечерами не пьет, а стоит с этюдником на дальнем мосту, смотрит на горизонт и который год уже пытается дорисовать один пейзаж. Я несколько раз проходила мимо и здоровалась. Когда же я спросила, почему на его картине ничего не меняется, он честно ответил:
Я посоветовала Моисею Евсеичу пририсовать на пригорке лошадку. Ему очень понравилось мое предложение. Он долго неслышно смеялся, а затем воскликнул:
После этого нашего диалога он меня единственную из всей нашей труппы пригласил на выступление в районный центр. Мне сшили купальник с блестками и бахромой, подарили туфли на каблуках и накрасили рот Лениной помадой. И у бабушки, и у мамы, и у Лены оказались в этот день неотложные дела. Но тети из Дома Культуры успокоили их тем, что меня будут транслировать по кабельному телевидению. Поехали я, Моисей Евсеич и некоторая администрация. Я буду жонглировать тремя апельсинами, которые были куплены бабушкой специально для моего выступления. Моисей Евсеич сказал, что шары когда-то были, да сплыли.
И я тотчас вообразила уплывающие по волнам разноцветные шары, много шаров: желтый, зеленый, красный, белый и фиолетовый. Когда мы приехали, Моисей Евсеич встретил своих старинных приятелей и меня все забыли. Я была в гримерках, в вестибюле с балюстрадами и отражающимися друг в друге зеркалами. Меня было много и видно со всех сторон. Я подкинула апельсин и сразу представила себя аплодирующей публикой. Я крикнула: "Браво!". Эха не было. Моисей Евсеич долго искал меня, изнервничался. Репетировать мы почти не успели, потому что программу без предупреждения изменили, и меня решили выпустить на сцену сразу перед какой-то местной звездой, а не наоборот, как я планировала. Моисей Евсеич только успел разогреть мне руки, перекрестил и прошептал:
Мне от волнения показалось, что он сказал что-то неприличное. ...Юпитеры били в глаза с такой силой, что я не видела ни зала, ни апельсинов. Приходилось щуриться. На фотографиях это очень портит лицо. А я в спешке даже не посмотрела, где установили телекамеры и не знала, в какую сторону улыбаться и широко раскрывать глаза. Но так устроено для большей естественности артистов. Аплодисменты были хилые, но в ушах отчего-то так гудело, будто весь мир взорвался тысячью хлопающих ладошек. Моисей Евсеич назвал это "небесная овация".
Домой мы ехали долго. Автобус трижды ломался. Шофер сказал, это снег во всем виноват. Он еще кое-что сказал, но увидев нас, почему-то извинился. А наша уборщица в ДК только такими словами и выражается, особенно перед непогодой. Моисей Евсеич утверждает, что понимает ее лучше барометра. Снег был белый-белый, бескрайний, отливающий такой синевой, будто во всех его искрящихся кристалликах отражается небо. Я выглядела усталой и измученной и решила чуть-чуть вздремнуть. На переднем сидении Моисей Евсеич со своим знакомым весело обсуждали какую-то урюпину, у которой красивая одинокая мама, просторная квартира в самом центре города и много свободного времени. У нас тоже квартира в самом центре города, подумала я, засыпая. Пиво они пили через трубочки для сока.
А я как закричу:
А Моисей Евсеич вместо ответа вынул изо рта теннисный шарик, затем мой апельсин, затем фиолетовый шар, который он давным-давно выкинул в речку. Шар раскрылся фантастическим цветком, каких я раньше никогда не видела, из цветка выскочила крыса, встала на задние лапки, щелкнула автоматическим зонтиком и сразу пошел дождь. Я проснулась. В окно задувало. Мы въезжали в город.
Дома мне было грустно и совсем не хотелось рассказывать о выступлении. Мама деликатно молчала, а бабушка все приставала с туфлями - жали они мне или нет, и не натерли ли они мне пятки. Бабушка сказала:
И вот я снова иду в Дом Культуры, несу чашку и блюдце из бабушкиного буфета. На них держится еще запах корвалола. Фарфор дореволюционный, вот-вот рассыпется, нести нужно бережно. Я иду будто дама на показе мод и на меня все оглядываются.
Они ссорились. Моисей Евсеич кричал, как я никогда не слышала:
И я вспомнила сон. И я без стука ворвалась к ним. И тоже закричала, закричала громче их обоих:
Они переглянулись. Дядька взял реквизитную шпагу и медленно повел ею по собственному горлу. "Ну вот, - подумала я, - начинается." Поставила на ближайший столик подарок (неужели треснул?), пулей вылетела из комнаты и сломя голову понеслась на улицу. На улице остановилась. Огляделась. Отдышалась. Пошла по одной дороге. Погони нет. Пошла по другой дороге. Погони нет. Пошла по третьей дороге. Свернула на тропинку. Вышла к мостику. И снова пошла по дороге! И вдруг вспомнила, что сегодня воскресенье, что надо гулять. Надо бегать и "дышать свежим воздухом". И я свернула в поле и пошла по лыжне. Небо было серым. И горизонт казался совсем близко. И очень хотелось добраться до него. И я шла и шла. И наст иногда обламывался и я проваливалась больше, чем по колено. Но я шла, шла не разбирая пути, шла по зарослям сухостоя, укрытым сугробами, затем по кустарникам, затем по невысоким елкам, а затем я шла прямо по хрупким верхушкам берез. У кладбища я вновь перешла на хорошо утоптанную тропинку и решила поворачивать домой. Я вдоволь нагулялась! У заводского забора за мной увязались две незнакомые девочки. Они шли по пятам на определенном расстоянии. Когда останавливалась я , останавливались и они, когда я прибавляла шагу, они делали точь-в-точь то же самое и все время шептались, шептались обо мне и звонко смеялись надо мной. Когда я оборачивалась, они переглядывались и хихикали тихо. Мне это безобразие сильно надоело. Я подняла ком снега и слепила снежок величиной с апельсин. После птицефабрики, на повороте к городу, я остановилась. Я подождала, когда дурочки затихнут, резко развернулась и как кину в них снежок! Но оказалось, что меня преследовали две феи: снежок на полпути рассыпался и заискрился миллионом острых снежинок. Феи вновь залились звонким и немножечко обидным смехом. Я чуть не плакала. Чуть не плакала от того, что с волшебницами всегда так: ни приблизиться нельзя, ни удалиться, ни разузнать, над чем они смеются. Тогда я крикнула им:
И побежала домой. Жаль только, что я никогда не видела фильм "Дорога". Мама говорит, что я все равно ничего бы не поняла. Неправда. Я многое понимаю. Я даже понимаю, почему мы сбежали от папы. Никаких детишек никто никогда не ест, если только сектанты в Кидекшанском лесу. Это жизнь ест. Бабушка пекла блины. Мама ушла к Лене, потому что у той было СУИЦИДАЛЬНОЕ настроение. Я без разрешения включила телек. Бабушка из кухни крикнула:
Начиналась наша любимая передача "Пока все дома". Рок-звезда с густыми вьющимися до колен волосами учил зрителей делать ОРИГАМИ. Мне понравилось и захотелось сделать бумажный шар. Бабушка принесла блины и сказала:
Кованным стучит копытом. | ||||
МОСКВА - 2002 - март наверх>>> | ||||
Copyright © 2003 TengyStudio All rights reserved. | гость номера
2003 ЯНВАРЬ №1 |
proza5@yandex.ru |